Табл. 1. Отношения кафедры с организациями и предприятиями региона (в % от числа опрошенных; n=254) Профиль вуза Клас сиче ский Техни чески й Вуз особого статуса Вузы НИУ Без катег ории 15 14 16 30 8 13 52 57 46 40 27 69 33 29 39 30 65 19 Всего Обращаются к практикам эпизодически, когда требует учебный процесс Установлено регулярное сотрудничество с конкретными организациями по вопросам, предусмотренным образовательным стандартом Тесное сотрудничество с разными организациями по широкому спектру учебных, научных и профессиональных вопросов Тип вуза По данным исследования, выпускающие кафедры предпочитают такие формы взаимодействия с предприятиями как чтение разовых лекций, мастер-классы, использование предприятия как базы для прохождения практики, включение представителей организаций в состав комиссий ГЭК и ГАК. Более эффективные формы - совместная организация специальных мероприятий, научные исследования, руководство курсовыми, дипломными работами. Распространенным способом взаимодействия вузов и работодателей является студенческая практика (93%). Использование базы для прохождения практики – форма сотрудничества всех региональных вузов и вузов особого статуса (100%), что является важным условием сближения образовательных и профессиональных требований к выпускникам (см. табл. 2). Табл. 2. Формы взаимодействия выпускающих кафедр с работодателями (в % от числа опрошенных; n=254) Всег о Преподавание учебных курсов практиками Чтение разовых лекций, мастер-классы от практиков Использование базы для прохождения практики Руководство курсовыми, дипломными работами Включение практиков в состав комиссий ГЭК и ГАК Совместные научные исследования с практиками Совместная организация специальных мероприятий Ваша должность Ст. преп Про Доц одав фесс ент ател ор ь Профиль вуза Тип вуза Классич еский Тех нич еск ий Вуз особ ого стат уса Вузы «НИУ» Без кате гори и 63 42 60 72 61 66 50 85 57 94 84 94 100 96 90 90 96 94 93 100 85 100 98 86 100 73 100 33 16 35 39 23 46 100 62 28 88 90 79 100 100 73 90 96 83 37 47 40 50 38 36 30 39 39 68 79 65 61 77 55 55 85 65 Эффективность сотрудничества с практиками преподаватели оценивают неоднозначно. Общий уровень оценки эффективности такого сотрудничества – выше