среднего, около 4 баллов из 5-ти. Качество читаемых курсов несколько выше оценивают преподаватели региональных вузов, ниже – исследовательских университетов. Организация учебно-производственной практики получила достаточно высокую оценку – 4,2 баллов в вузах особого статуса; остальные оценили ее более скромно – 3,5 балла. Более позитивно оценивается проведение совместных мероприятий – в исследовательских университетах – до уровня 4,3 (эффективно), в региональных вузах с этим связаны определенные сложности, и оценки скромнее – 2,5 балла. Подобная схема сотрудничества выгодна обеим сторонам. Предприятия, принимающие студентов на практику и знакомые с кафедрами, получают возможность присмотреться к будущим специалистам в реальных трудовых условиях. Студент, в свою очередь, оценивает условия работы и демонстрирует свои способности. По окончании вуза хорошо зарекомендовавший себя выпускник находится в поле зрения потенциального работодателя: его профессиональные и личностные качества оценены, поэтому нередко случается, что сотрудничество между ними продолжается. Связь обучения и профессиональной деятельности усиливает мотивацию студентов к успешному освоению образовательных программ и получению производственного опыта, что способствует дальнейшему трудоустройству. Существенными факторами успешного трудоустройства выпускников являются личностные компетенции. По результатам опроса, самыми важными компетенциями являются трудолюбие и ответственность (69%), коммуникабельность и культура речи (67%), способность к обучению (53%). Данные качества необходимы для реализации выпускников в профессиональной сфере. Важно отметить, что перечисленные компетенции универсальны для всех типов и профилей вузов. Интересно, что наименее востребованными личностными качествами были названы способность к построению образовательной стратегии (6%) и способность улавливать сигналы, открытость переменам (10%). Для эффективной профессиональной деятельности они пока не являются основополагающими. Интересны оценки производственных практик самими студентами, выявленные в результате исследования. Одним из главных барьеров эффективного прохождения практики названо формальное отношение к этому процессу работодателей (74%). В региональных вузах формальное отношение работодателей оценивается в 91%, в университетах технического профиля данный показатель равен 86%. Важными проблемами студенты также считают формальное участие организаций в подведении итогов практики (43%), постоянную смену мест практики по мере обучения студентов (26%), несогласованность программ практики с работодателями (22%). Лишь 7% респондентов отметили, что барьеров для прохождения практик нет. Таким образом, успешная адаптация выпускников на рынке труда во многом зависит от эффективности форм взаимоотношений вуза и работодателей. На данный момент наиболее распространенной из них является студенческая практика. Однако мы видим противоречие, которое выражено в формальном подходе работодателей к данному процессу, что отмечают студенты. Устранение подобных противоречий зависит от совместной работы выпускающих кафедр и работодателей, необходимо усиливать взаимодействие с практиками через более глубокое понимание потребностей рынка труда, развитие научных школ на кафедрах, интеграции со смежными направлениями. Список литературы 1. Балуева, Т.В. Взаимодействие вуза с работодателями как фактор успешного трудоустройства выпускников / Т.В. Балуева // Устойчивое развитие: наука и практика. 2014. - № 1. - С. 13-18 2. Деева, Н.Н. Социальная адаптация молодежи на рынке труда / Н.Н. Деева, Н.А. Кузьмич // Власть и управление на Востоке России. - 2011. - № 2. - С. 119-125.