население 85,1 население 659,1 население 11,4 1926 744,2 1939 1023,3 220,5 802,8 21,5 1959 1062,3 315 747,5 29,6 1970 1428,5 504,8 923,7 35,3 1979 1628,2 626,7 1001,5 38,5 1989 1802,2 779,3 1022,9 43,2 2002 2576,5 1102,6 1473,9 42,8 2010 2910,2 1315,9 1594,3 45,2 население 88, 6 78, 5 70, 4 64, 7 61, 5 56, 8 57, 2 54, 8 Формально в городах республики проживает 45% населения. Это ниже общероссийского показателя, который составляет около 75%. При этом среднестатистический город республики представляет собой сосредоточение частных домов при наличии нескольких центральных улиц с многоэтажными постройками. На всю республику приходится около 2,3 тысячи многоэтажных жилых домов с проживающими в них 240 тысячами человек. Таким образом, реальная степень урбанизации республики оставляет менее 10 %. Уровень безработицы в городах ниже, а сборы налогов и деловая активность населения выше. Уровень затрат на инфраструктуру в Махачкале, по данным 2012 года, в пересчете на одного жителя был в 6 раз меньше, чем в большинстве сельских районов. А экономическая активность населения и сбор налогов – в несколько раз больше. Махачкала представляет собой недотационный город, формирующий свою доходную базу самостоятельно. В последнее время столица республики ежегодно наращивала потенциал на 20-40 %. При этом последствия неэффективной инфраструктуры падают на плечи населения городов. Существует мнение, что поощрение урбанизации в Дагестане – это путь к ускорению развития республики. При этом политика поощрения переселения в города имела бы приоритетное значение, так как основная часть бюджетных средств тратится на поддержку горных районов вместо эффективной модернизации и развития города как такового [5]. При этом не стоит забывать, что «Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки» [13]. Грамотно выстроенная политика поддержки городского населения и развития пространства может стать не только основой урбанизационного процесса, но и источником стабильной прибыли от туристических направлений и реализации программ «зеленого» туризма. События последнего времени позволяют предположить, что Северный Кавказ стоит на пороге очередного модернизационного рывка, инициируемого федеральными властями, но при этом опирается на внутреннюю потребность региона, часть элиты которого осознает необходимость перемен. Ведь в последние годы регион демонстрирует успехи в своем промышленном развитии [14]. Представляется настойчивое и последовательное внедрение урбанистического начала в местную жизнь. Необходимо восстановление значение города как