вой из стран СНГ восстановила уровень своего экономического развития 1990 г. В своей жизнедеятельности белорус неизменно руководствуется убеждением, что жизнь меняется быстро только в одну сторону – худшую, лучшей же она становится только в результате упорного и каждодневного труда. Ценностная установка на труд, подготовка новых поколений белорусов к созидательной деятельности – один из важнейших элементов идеологии белорусского государства. Белорусы генетически тяготеют к коллективизму, однако понимают и ценят индивидуализм. Иными словами, белорусам присуща своеобразная индивидуалистическоколлективистская психология. Отечественная социально-философская мысль эту индивидуалистическо-коллективистскую установку квалифицирует как соборность – тип отношений, при котором индивид заботится не только о себе, но и о других, видит свое личное благо в успехе и благополучии каждого. Принцип соборности, или гармонии общего и личного блага, находит свое выражение и во взаимоотношениях белорусов с другими общностями. В общественном сознании белорусов важное место занимают идеи западнорусизма. На протяжении всей своей истории они отдавали предпочтение не идее автономного существования, а концепции сосуществования с родственными социумами, прежде всего с русскими, в составе федерации или в рамках союзной государственности. Белорусы многое взяли от своих соседей как с Востока, так и с Запада. Но многого и не приняли, многое им чуждо. Так, мессианизм и чувство «имперскости» были чужды сознанию белоруса. Равно как и излишняя аффектация, гипертрофированное чувство собственного достоинства никогда не были ему присущи. Кроме того, он не замечен в пафосности, показном аристократизме. Футурологические мечтания – тоже не для него. В условиях социального взаимодействия проявляются многие черты национального характера, такие как сочувствие, стремление к естественности, эмпатия, умение мысленно стать на позиции другой стороны, неторопливость. При решении спорных вопросов белорусы демонстрируют готовность терпеливо ждать созревания нужных условий. Все это тесно связано со способностью белорусов пожертвовать сиюминутными выгодами ради более важных долговременных интересов. В общении белорусам не свойственно навязывать свои правила игры, как правило, они стараются мягко войти в новую среду, предпочитая гармоничное выстраивание отношений с окружающими. Ради этого они способны перенимать модели поведения людей, с которыми общаются. Однако стремление к компромиссу не мешает им успешно отстаивать свою точку зрения. Есть в белорусском национальном характере и черты, которые отнюдь не содействуют общественному прогрессу. Так, традиционно отличительной чертой национального менталитета белорусов является патернализм. В советское время официально утверждалось, что государство гарантирует социальную защиту, право на труд, отдых, на бесплатное образование, здравоохранение, предоставляет бесплатное жилье и многое другое. Государство и в самом деле худо-бедно, но занималось всем этим. Рядовой гражданин полностью полагался на государство, снимал с себя ответственность за происходящее вокруг. В современных условиях немало людей, как и раньше, испытывают острую потребность в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые рассматриваются как нечто априорное, как обязательная функция власти и общества. Ожидание улучшения жизни «сверху» является неотъемлемой чертой многих людей, целых коллективов. Массовый человек сопротивляется ослаблению связей индивида с обществом, в большинстве своем не принимает условий, в которых единственной опорой индивида становится сам человек. Многое в характере белорусов символизирует ставшее фразеологическим выражение «люди на болоте». Его содержанию присущ метафизический смысл. У «людей на болоте» особое сознание, сформированное необходимостью выживания в тяжелых природных условиях, «партизанством» как уходом от широких коммуникативных связей и стремлением жить одному, со своей собственной правдой. К сожалению, страна никогда не имела своего моря. «Море» формирует иные, нежели «земля», темперамент, навыки, устремления, страсти. Земля «прикрепляет», она – символ оседлости, стабильности, консерватизма, каждо-