всего, наличием множества детерминирующих ее внутренних и внешних факторов. Возможность честного и эффективного конкурирования на рынке – определенный драйвер для повышения уровня конкурентоспособности предприятия, активного наращивания конкурентных преимуществ [6, 7]. Так, политика корпоративной социальной ответственности предприятия объединяет несколько областей ответственности: перед партнерами, потребителями (покупателями), персоналом (кадрами), перед обществом в целом. Конечно, на предприятии существует и персональная ответственность за соблюдение корпоративной социальной ответственности. В некоторых организациях она лежит на советах директоров, в иных – на генеральном директоре. В последнее время руководители многих предприятий пришли к выводу, что регулярная независимая оценка КСО имеет огромное значение. Так, например, в рамках данных процессов появилось такое понятие, как «социальный аудит». В завершении этой процедуры аудитор оформляет отчет о проведенном аудите. Отчет независимых аудиторов в обязательном порядке включается в отчет организации о КСО (Рис. 1). Отчет компании о социальной ответственности Обращение генерального директора (президента) компании Данные об экономической политике компании и взаимоотношениях с партнерами и потребителями Сведения о затраченных ресурсах и результатах социальных благотворительных программ компании, о мероприятиях по экологической безопасности и охране окружающей среды Динамика изменений по сравнению с предыдущим годом Перечень социальных задач организации на будущее Обратная связь от акционеров, партнеров, сотрудников, потребителей, получателей благотворительной помощи Рис 1. Структура отчета о реализации политики КСО В завершении необходимо отметить, что положительную динамику корпоративной социальной ответственности обеспечивают: ответственный подход организации к выбору партнеров; единое восприятие и понимание партнерами целей и предполагаемых результатов деятельности; согласованная PR-политика в отношении партнерства; заключение юридического договора и согласование затрат на осуществление программы [1, 4]. Следовательно, подводя итог, можно сделать вывод, что реализация концепции корпоративной социальной ответственности дает организации, как минимум следующие драйверы: укрепление сплоченности коллектива, уменьшение «текучести кадров»; развитие прозрачности компании для общественности; повышение инвестиционной привлекательности организации; повышение конкурентных преимуществ организации; рост имиджа и деловой репутации и т.д. [3, 4]. Таким образом, важной особенностью является тот факт, что социально ориентированное поведение должно основываться не на прагматичных мотивах, а именно на внутренних чувствах и побуждениях представителей бизнес-структур. Только в этом случае потенциальные возможности трансформируются в реальные конкурентные преимущества.