реализацию задачи выявления образа парка глазами его посетителей. Поскольку формализованный опрос выявляет лишь стандартизированную картину, необходимо было задействовать качественную традицию, в рамках которой мягкие методы сбора данных позволяют выявить представление о явлении или процессе, исходя из системы координат самих посетителей, а не заданной исследователем через инструментарий формализованного опроса с предложенными вариантами ответа и формулировками вопросов. Метод ментального картографирования предполагал ведение беседы в виде неформализованного интервью, когда информант фиксирует (рисует) на карте основные существующие объекты в парке, маршруты своего передвижения и другое и дает к этому пояснения. На первом этапе в ходе серии включенных наблюдений были выявлены основные группы посетителей парка, что в дальнейшем позволило сформировать выборку. Как для формализованного опроса, так и для ментальных карт в качестве основных групп посетителей были взяты юноши и девушки старшего подросткового возраста, родители детей дошкольного и младшего школьного возраста, взрослая молодежь и зрелые люди, а также пожилые люди. В ходе исследования было собрано 10 ментальных карт у представителей данных групп. «Инструкция» по созданию ментальной карты парка была сконструирована согласно приведенным выше методическим критериям, а также в соответствии с разными типологиями карт. Применительно к ментальным картам есть несколько принципиальных различений их типов: последовательные и пространственные, спонтанные и детальные, карты, описывающие «место для себя» и «место для другого». Первое – выделение «последовательных» и «пространственных» типов карт – было введено в середине 1930-х гг. советским психологом Ф.Н. Шемякиным, давшим название двум стилям ментального картографирования «карта-путь» и «карта-обозрение». Западные исследователи Д. Эплйард, М. Мэтьюз предложили термины «последовательная карта» – sequential map и «пространственная карта» – spatial map [3, С. 27]. В исследовании Парка им. Чехова данные принципы проявился в разных типах заданий. Пространственная карта создавалась за счет заданий 1 и 3. Задание №1 в своей формулировке звучало следующим образом "Нарисуйте карту парка имени Чехова, как Вы его себе представляете прямо сейчас", в пояснениях к инструкции также уточнялось "Вы можете обозначить все его элементы, которые придут на ум". Таким образом в ходе сбора данных исследователи смогли получить данные о значимых для посетителей парка объектах инфраструктуры, в анализе также обращалось внимание на порядок называния объектов, их характеристики и комментарии по поводу их использования. Задание №3 было направлено на получение информации о тех объектах в парке, которых на взгляд посетителей не хватает в нем. Принципу построения "последовательной карты" или "карты-пути" соответствовало задание №2 "Представьте, что Вы совершаете свои обычные перемещения по парку, гуляете или проходите через парк по своим делам. Отобразите на этой карте свой маршрут и расскажите о нем". Данное задание помогло создать представление об основных потоках посетителей в парке, практиках их мобильности и перемещения по его территории. Вторую исследовательскую задачу, которую удалось решить за счет данного задания – это получить дополнительное представление о том, как в своих повседневных практиках перемещения по парку посетители используют его инфраструктурные объекты. Сбор ментальных карт осуществлялся также с учетом разного времени и дня посещения парка, учитывались будние и выходные дни, а также дни проведения в парке мероприятий разной направленности (Сабантуй, «Играет духовой оркестр», День здоровья и т.п.). Карты рисовались посетителями прямо в парке, таким образом соответствуя спонтанному, а не «детальному» типу карт, т.е. созданные «прямо сейчас», без специальной подготовки, с минимумом подручных материалов – лист, маркеры, карандаши. Особенностью данного метода является то, что карты, изображаемые самими информантами, могут и не совпадать с картами парка в представлении картографов. Первое несовпадение наблюдалось между официальной границей парка и границей воспринимаемой