элементами группового самосознания. Автостереотипы в большей степени выражаются в позитивном аспекте, в то время как гетеостереотипы могут быть как позитивными, так и негативными. Содержание авто- и гетеростереотипа зачастую зависит от характера отношений между этносами [5, С. 123-135]. В современных науках выделяют несколько направлений изучения этнических стереотипов. В первом направлении стереотипы рассматриваются через характеристики, которые люди приписывают тому или иному этносу. Другим направлением является анализ представлений об этнических группах в литературе и искусстве. Для этого используется контент-анализ литературных произведений, фильмов, журналов, произведений искусства. Такое направление называют имагологией [6]. Имагология – это «сфера исследований в разных гуманитарных дисциплинах, занимающаяся изучением образа «чужого» (чужой страны, народа и т. д.) в общественном, культурном и литературном сознании той или иной страны, эпохи» [3, С. 251]. Эта дисциплина изучает устойчивые образы, отраженные в литературе, представления о другом народе, которые складываются в общественном сознании, а также представления участников культурного диалога друг о друге [3]. Третьим направлением, близким к предыдущему, является изучение стереотипов в рамках лингвистики и этнопсихолингвистики. Изучаются образы и представления о другом этносе через языковую и речевую деятельность. Существует много исследований и публикаций, посвященных изучению этнических авто- и гетеростереотипов русских. Например, в 2007 году исследовались автостереотипы российской молодежи в трех группах: школьники 11 классов, студенты первого курса и студенты четвертого курса г. Твери. Исследование было сфокусировано на трех аспектах: выбор животного-символа, выбор цвета-ассоциации и представления через пословицы. Общей чертой, которая прослеживалась среди всех групп, является то, что «национальность сохраняет память о предках, объединяет людей» [2, С. 209]. Также при ответах совпадает большинство положительных характеристик, таких как гостеприимство, религиозность, патриотизм и другие. Еще одной общей чертой было обозначение главных ценностей. Представители каждой группы отметили, что главными ценностями русских являются «семья» и «мир». Можно также отметить, что в результате исследования был сделан такой вывод, что всё же неоднозначно респонденты оценивают русских, т.к. при прямом ответе черты не всегда соответствуют тем чертам, которые были выделены через пословицы[2]. В 2014 году, в г. Томске было проведено исследование авто- и гетеростереотипов восприятия русских. Было проведено анкетирование с использованием открытых и закрытых вопросов, где респонденты могли свободно описать свой и чужой этнос, а также была предоставлена возможность оценить определенный набор качеств, присущих представителям этнических групп. В результате все стереотипы были распределены по категориям (общий стиль поведения, общий стиль деятельности, отношение к людям, отношение к себе, волевые качества, качество ума, эмоциональные качества и социальное поведение). При сопоставлении авто- и гетеростереотипов были выделены следующие характеристики представителей русской этнической группы: «общительные, уверенные в себе, смелые, стойкие, умные и любознательные, жизнерадостные, патриоты» [8]. Еще одно исследование этнических автостереотипов татарской и русской этнических групп было проведено в Казанском национальном исследовательском технологическом университете в 2012 году. Было опрошено 300 студентов (180 татар, 120 русских). В рамках данного исследования была выделена аналогичная структура автостереотипов. В результате исследования, были сделаны выводы, что автостереотипы русских и татар многообразны и имеют комплексный характер. Их представления о своей группе в большей степени имеют позитивный характер. Однако в отличие от предыдущего исследования представители русской этнической группы склонны себе приписывать менее положительные качества, чем татары[7]. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различные направления исследования этнических стереотипов, среди которых особое место занимает анализ авто- и