home

Исследования этнических стереотипов русских

?
элементами группового самосознания. Автостереотипы в большей степени выражаются в
позитивном аспекте, в то время как гетеостереотипы могут быть как позитивными, так и
негативными. Содержание авто- и гетеростереотипа зачастую зависит от характера
отношений между этносами [5, С. 123-135].
В современных науках выделяют несколько направлений изучения этнических
стереотипов. В первом направлении стереотипы рассматриваются через характеристики,
которые люди приписывают тому или иному этносу. Другим направлением является анализ
представлений об этнических группах в литературе и искусстве. Для этого используется
контент-анализ литературных произведений, фильмов, журналов, произведений искусства.
Такое направление называют имагологией [6]. Имагология – это «сфера исследований в
разных гуманитарных дисциплинах, занимающаяся изучением образа «чужого» (чужой
страны, народа и т. д.) в общественном, культурном и литературном сознании той или иной
страны, эпохи» [3, С. 251]. Эта дисциплина изучает устойчивые образы, отраженные в
литературе, представления о другом народе, которые складываются в общественном
сознании, а также представления участников культурного диалога друг о друге [3]. Третьим
направлением, близким к предыдущему, является изучение стереотипов в рамках
лингвистики и этнопсихолингвистики. Изучаются образы и представления о другом этносе
через языковую и речевую деятельность.
Существует много исследований и публикаций, посвященных изучению этнических
авто- и гетеростереотипов русских. Например, в 2007 году исследовались автостереотипы
российской молодежи в трех группах: школьники 11 классов, студенты первого курса и
студенты четвертого курса г. Твери. Исследование было сфокусировано на трех аспектах:
выбор животного-символа, выбор цвета-ассоциации и представления через пословицы.
Общей чертой, которая прослеживалась среди всех групп, является то, что «национальность
сохраняет память о предках, объединяет людей» [2, С. 209]. Также при ответах совпадает
большинство положительных характеристик, таких как гостеприимство, религиозность,
патриотизм и другие. Еще одной общей чертой было обозначение главных ценностей.
Представители каждой группы отметили, что главными ценностями русских являются
«семья» и «мир». Можно также отметить, что в результате исследования был сделан такой
вывод, что всё же неоднозначно респонденты оценивают русских, т.к. при прямом ответе
черты не всегда соответствуют тем чертам, которые были выделены через пословицы[2].
В 2014 году, в г. Томске было проведено исследование авто- и гетеростереотипов
восприятия русских. Было проведено анкетирование с использованием открытых и закрытых
вопросов, где респонденты могли свободно описать свой и чужой этнос, а также была
предоставлена возможность оценить определенный набор качеств, присущих
представителям этнических групп. В результате все стереотипы были распределены по
категориям (общий стиль поведения, общий стиль деятельности, отношение к людям,
отношение к себе, волевые качества, качество ума, эмоциональные качества и социальное
поведение). При сопоставлении авто- и гетеростереотипов были выделены следующие
характеристики представителей русской этнической группы: «общительные, уверенные в
себе, смелые, стойкие, умные и любознательные, жизнерадостные, патриоты» [8].
Еще одно исследование этнических автостереотипов татарской и русской этнических
групп было проведено в Казанском национальном исследовательском технологическом
университете в 2012 году. Было опрошено 300 студентов (180 татар, 120 русских). В рамках
данного исследования была выделена аналогичная структура автостереотипов. В результате
исследования, были сделаны выводы, что автостереотипы русских и татар многообразны и
имеют комплексный характер. Их представления о своей группе в большей степени имеют
позитивный характер. Однако в отличие от предыдущего исследования представители
русской этнической группы склонны себе приписывать менее положительные качества, чем
татары[7].
Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различные направления
исследования этнических стереотипов, среди которых особое место занимает анализ авто- и