чающими факсимильную, дипломатическую и метаинформацию. Таким образом, историческое исследование, реконструктивное по своей сути, становится вариантом информационного моделирования как на уровне анализа, так и на уровне синтеза. Причем историческая реконструкционная модель основывается на ретроспективной информации, представительность которой требует проверки и обоснования. Сегодня оцифровка стала обыденной практикой историковисследователей [2]. По этой причине работа с цифровыми источниками (причем с практической точки зрения уже не так важно, идет речь о файле-оригинале или электронной копии аналогового источника) становится важным и актуальным вопросом методологии исторического исследования. Если сформулировать эту задачу в традициях источниковедческой школы акад. И.Д. Ковальченко, то «главная из прикладных задач источниковедения состоит во все более явственно обнаруживающейся потребности повышения информативной отдачи источников» [3, с. 120; курсив мой – А.В.]. Первые попытки обобщения возможностей и ограничений «цифрового поворота» уже предприняты в мировой историографии – Р. Розенцвейгом и Д. Коэном – поанглийски [10], С. Нуаре – по-французски [6] и Г. Коллером – понемецки [8]. Под информационной моделью можно понимать структурированную информацию, характеризующую существенные свойства и состояния конкретного объекта или процесса и его связи с другими объектами или процессами. Как справедливо отмечает основатель исторической информатики акад. Л.И. Бородкин, «когда говорят о применении моделирования в истории, имеют в виду, как правило, области социально-экономической или политической истории. Однако компьютерные модели успешно применяются и в историко-культурных исследованиях, на базе уже не количественных (статистических) данных, а текстовых и визуальных источников. Важность последних актуализируется и в контексте «визуального» и «цифрового» поворотов, переживаемых исторической наукой» [1, с. 6–7]. Понятие информационной модели может оказаться полезным прежде всего по той причине, что при оцифровке исторической информации возникает сложное соотношение разнотипной информации – вербальной, изобразительной, пространственной, потоковой. Оцифровка существенно изменила ключевые практики историков-исследователей: эвристику, критику и интерпретацию. Эвристика приобрела черты не только поиска в местах хранения источников (архивах, библиотеках, музеях), но и поиска в сетях общего доступа. Критика источника требует выявления в цифровой среде таких новых черт, как аутентичность (свойство электронного документа, гарантирующее его идентичность заявленному), мультимедийность (сплете113