Политизация этничности обычно сопровождается выдвижением этническими группами требований политико-территориального самоопределения. Одним из распространенных в мировой практике способов удовлетворения таких требований является создание в рамках государства этнической региональной автономии (ЭРА), смысл которой заключается в комплексном институциональном механизме вертикального разделения власти через осуществление некоторой локализованной этнической группой территориального самоуправления. В самой природе ЭРА как политического института, с одной стороны, заложена спецификация на уровне региона общегражданских политических практик и механизмов реализации власти (например, через институт этнических региональных партий). С другой стороны, согласно модели консоциативной демократии А. Лейпхарта [2], границы автономного региона должны проходить по линиям расселения той этнической группы, которой предоставляется самоуправление. Однако в реальности этническая общность может выходить за рамки или, напротив, не достигать границ политико-административной единицы. В фокусе данного исследования, таким образом, находится взаимосвязь административно-территориальной сегментации (АТС) этнических групп и сегментации политического пространства национального государства. На основе гео-привязанных (geo-referenced) данных по расселению этнических групп по всему миру, обработанных создателями проекта Geo-referencing Ethnic Power Relations [3], смоделированы четыре типа административно-территориальной сегментации этнических групп. С помощью программного обеспечения ArcGIS for Desktop АТС вычисляется через два показателя: 1) площадь полигона, занимаемого населением этнической группы, от площади полигона административно-территориальной единицы (АТЕ); 2) площадь полигона этнической группы в АТЕ от площади всего полигона этой группы. Данные показатели, таким образом, характеризуют степень совпадения границ этнической группы и АТЕ. При этом, поскольку нас интересуют не любые АТЕ в любых странах мира, а только ЭРА, необходимо учитывать степень совпадения границ этнической группы, получающей самоуправление в рамках автономии («титульной» группы), и той этнической группы, которая является «государствообразующей», «доминирующей» в государстве в целом. Таким образом, к показателям АТЕ мы добавляем индекс сегрегации, показывающий, насколько отделены друг от друга «титульная» и «доминирующая» этнические группы в ЭРА. 46