которых оспаривала право на наиболее универсальное исследование компьютерных игр. Этой дихотомической парой стали теоретическая концепция нарратологов и сообщество людологов. В начале видеоигры анализировались с нарратологической точки зрения. Ян Богост и Эспен Аарсет – важнейшие фигуры, которые стояли у истоков направления «Game Studies», – применили метод наррации. Видеоигры они описывали как особый текст, кибертекст, как назвал его Э. Аарсет [2, с. 43]. Действительно, большое количество видеоигр содержат нарратив, но существуют игры и без явного нарратива. Известный исследователь А. Ветушинский приводит в пример игру «Тетрис», говоря, что это игра без нарратива, но, тем не менее, мы можем интерпретировать то, что в ней происходит. Например, мы можем представить, что эта игра является иллюстрацией к закону гравитации. Применив литературоведческие подходы к объекту «видеоигра», нарратологи обнаружили, что этот инструментарий не адекватен поставленной цели, т. е. с его помощью не удается качественно описать мир видеоигр, что-то все время остается за кадром. По мнению А. Ветушинского, «мы можем описывать игры, которые имеют очень сложный нарратив, но мы становимся практически недееспособными там, где нарратив не занимает ключевую позицию: это игры, в которых ключевую позицию занимает геймплей – ненарративная составляющая» [4]. С нарратологией в области изучения видеоигр не согласились «людологи» (от лат. «ludus» – игра). Автор этого термина Гонсало Фраска говорил о том, что должна быть отдельная дисциплина, изучающая видеоигры и говорящая на своем собственном языке. Согласно основному посылу людологов видеоигра – это совершенно самобытное явление и нарратив не является главной характеристикой игры. «Сущностная характеристика игры, которую, по мнению людологов, упустили нарратологи, – сама ее игровость. Нарратологи словно забыли, что в видеоигры в первую очередь играют и лишь затем думают о них» [2, c. 44]. Многие известные людологи не только изучали видеоигры, являясь, теоретиками, но и практиковали в этой области, создавая видеоигры. Чтобы отделить «game studies» от других дисциплин и лучше понять собственные исследовательские границы, людологи задались целью сформулировать, что такое видеоигра. Ряд выявленных в ходе практической и теоретической работы характеристик оказался довольно устойчивым: «… вариативность событий (от различий в сюжете в зависимости от действий игрока до самой возможности выиграть или 140