В методологии исследования жизненных ценностей Ш. Шварца, под ценностями понимаются «желаемые, выходящие за рамки конкретных ситуаций цели, отличающиеся друг от друга по значимости и являющиеся руководящими принципами в жизни людей». Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов. В его методике критерием группировки ценностей выступают именно желаемые цели, которые организуются в несколько устойчивых ценностных «доменов», которые в свою очередь группируются в универсальную для всех культур круговую структуру (см. рис.1). Рис. 1 Модель соотношения десяти основных человеческих ценностей На основе этой круговой структуры Ш. Шварц выводит две оси ценностных измерений, которые в максимально обобщенном виде отражают все ценности [2, с.557]. Достоинства Методики Ш. Шварца: 1. Воспроизводимость круговой структуры ценностей во всех культурах. Обеспечивает возможность использования этой методики в различных странах и при различных обстоятельствах. 2. Завуалированность ценностей, в отличие от методики М. Рокича, ценности представлены не только в открытом виде, но и в виде вопросов, характеризующих те или иные ценности, что способствует получению более искренних ответов. Недостатки методики Ш. Шварца: 1. Ориентированость на измерение лишь значимых для респондента в процессе межличностных отношений установок, и не затрагивает норм макромира, которые считаются автоматически следующими из ценностей микромира. Говоря о ценностях нельзя обойти стороной такого исследователя Р. Инглхарта. Р. Инглхарт строит свою методику на основе концепции ценностей А. Маслоу, разделяя «материалистические» (физиологические) и «постматериалистические» ценности, наличие и преобладание которых в том или ином обществе показывает стадию его общего экономического и социального развития. В классификации Р. Инглхарта постматериалистические ценности делятся еще на две группы - социальные и ценности самоактуализации (ценности направленные на приспособление или саморазвитие) [4].