Принципы управления неформальными группами: 1. признавать существование неформальной организации и работать с ней; 2. выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп, работать с ними, поощряя тех, кто способствует достижению целей предприятия; 3. принимая решения, просчитывать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию; 4. для ослабления сопротивления переменам неформальной организации привлекать ее группы к участию в принятии решений; 5. быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов. Организация управления функционированием неформальных структур социально-хозяйственных систем. Методы управления неформальными группами: 1. Консультации с группами до принятия решений (ослабляют сопротивление переменам) 2. Обучение и внушение – лояльность служащих к компании, создание ощущения принадлежности к “одной большой семье” (семинары, соревнования и пр.), 3. Обеспечение лояльности руководящих работников (клубы, спец. столовые и т.п.) 4. Перевод сотрудников на другое место работы 5. Признание, поощрение тех, кто способствует эффективной работе Факторы эффективного управления неформальными группами: 1. Размер – 5-8 человек, увеличение группы приводит к усложнению общения, разделению на подгруппы с разными целями. 2. Состав – степень сходства личностей и точек зрения. 3. Групповые нормы – оказывают сильное влияние, только при их выполнении человек может рассчитывать на принадлежность группе 4. Сплочённость – тяготение членов группы друг к другу, к группе 5. Конфликтность – активный обмен мнениями может привести к внутригрупповым спорам и другим конфликтам. 6. Статус членов группы – члены группы с высоким статусом способны оказывать большее влияние на решения группы. 7. Функциональные роли: продуктивные – способствуют улучшению производственных показателей группы: – выполнение задач, – формирование отношений, создание благоприятного климата. 185