данном сайте уже были обсуждения проекты законов «О полиции» и «Об образовании» в 2010-2011 годах. Примером краудсорсинга могут служить действия граждан во время пожаров летом 2010 года. Независимые сетевые сообщества, сформированные на «сетевых платформах» стали ядром «гражданского сопротивления». Именно виртуальные сетевые платформы инициировали, мотивировали, мобилизовывали и структурировали общественное участие, в результате чего сформировались «противопожарные сетевые сообщества». Таким образом, сетевые сообщества координировали деятельность большинства участников «общественного пожарного сопротивления»: от общественных организаций и активистских групп до тысяч неорганизованных активистов, добровольцев и благотворителей [6]. В феврале-апреле 2012 года в Архангельской области осуществлен краудсорсинговый проект «Архангельская область: Идеи и решения», реализованный по инициативе губернатора области Игоря Орлова. Цель этого проекта – с помощью активных и компетентных жителей Поморья лучше понять проблемы области, выявленные в ходе социологических исследований, сформировать список приоритетных задач для правительства региона, решение которых позволит улучшить жизнь северян. Принять участие в проекте могли как жители области, так и все заинтересованные в судьбе региона граждане. На сайте были созданы специальные тематические разделы, в каждом из которых зарегистрированные пользователи могли вносить свои предложения по той или иной проблеме или оставлять комментарии к предложениям других участников проекта. В проекте приняли участие 368 человек и благодаря широким возможностям Интернет участниками стали не только жители региона, но даже и бывшие соотечественники, проживающие в настоящее время за пределами области и за рубежом (Германия и США). За два месяца на интернет-площадке было размещено 532 предложения, которые были оценены 4838 раза и получили 3607 комментариев [7]. Рост популярности краудсорсинга подвиг нас на проведение летом 2016 года социологического исследования с целью изучения, описания и анализа феномена краудсорсинга, выявление специфики и классификации направлений применения краудсорсинга в компаниях Архангельской области. В анкетировании приняли участие 48 респондентов в возрасте от 18 до 56 лет. Поскольку краудсорсинг предполагает использование Интернет-ресурсов, нам стало любопытно, каким образом и насколько интенсивно используют респонденты Интернет в своей жизни. Согласно результатам опроса, 43,8% респондентов пользуется Интернетом ежедневно и свыше 5 часов, 54,2% – по нескольку часов каждый день и 2,1% – незначительное время (не более 15-30 минут каждый день). Так как данная технология чаще всего осуществляется по средством реализации конкретных проектов, нам было интересно выяснить, по какой причине люди принимают в них участие. Лидером среди мотивов является «возможность реализовать себя» (50%), вторую позицию занял ответ «денежный приз» – 45,8%, на третьем месте «самоутверждение» – 33,3%. Треть респондентов ответили, что их не интересует участие в каких-либо конкурсах. Говоря о способе повышения эффективности использования краудсорсинга в решении различных задач, мнения респондентов разделились: 30,6% высказались за проведение массовых рекламно-информационных кампании в общественных местах, по 19,4% за проведение конференций, круглых столов и выпуск методический пособий или рекомендаций, столько же ратует за обучение специалистов по краудсорсингу, по 11,1% опрошенных полагают, что необходима законодательная регламентация краудсорсинга со стороны государства или стандартизация краудсорсинговой деятельности, 8,3% выступают за создание интернет-платформы. Изучая технологию краудсорсинг, можно глубже понять не только мотивацию людей для участия, но также и всю его структуру, чтобы в дальнейшем ее улучшить, возможно упростить и найти способы привлечения еще большего количества участников. На вопрос «В