НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ ЛОПАТОК АВИАДВИГАТЕЛЕЙ ПС – 90А НА ОСНОВЕ СПЛАВА ЖС32 – ВИ И. И. Зыков, А. Б. Волынцев Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, Букирева, 15 Технический прогресс в области авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) в значительной степени определяется качеством и эксплуатационными характеристиками наиболее ответственных деталей-лопаток, которые в настоящее время изготавливают методами литья из никелевых жаропрочных сплавов [1]. Однако, как на отливках, так и при окончательном контроле лопаток, обнаруживается более десятка различных дефектов, а общий уровень брака достигает 20–40%. Компрессоры и турбины авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) – основные узлы, определяющие характеристики двигателей (газодинамические, геометрические, весовые, экономичности, технологичности, надежности и др.) [2]. Компрессоры и турбины есть машины, элементами которых являются лопатки роторной группы, называемые иначе рабочими лопатками. На рис.1 представлена исследуемая лопатка авиадвигателя [3]. Рис. 1. Рабочая литейная лопатка до механической обработки Самыми слабыми местами литой лопатки являются перо, представляющее собой дугообразную форму, располагающееся выше ножки сомой детали и перемычка, находящаяся во внутренней области хвостовика. Контроль пера и перемычки является визуальным. Дополнительный контроль пера проводят на установке ПРУДУ «КРОС» на разориентацию зерен. Контроль же перемычек таким методом не удобен, т.к. внутреннюю полость лопатки без специальных приборов (эндоскопов) тщательно исследовать не возможно. Для 15