ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЗАКОНАМ НЬЮТОНА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ДАННЫМ О. В. Пестов, А. В. Политов, М. С. Скляренко Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, Букирева, 15 Современные информационные технологии могут заметно повысить качество обучения, давая высокую точность при измерениях. В статье рассматривается задача использования новых технологий и технических средств в начальном изучении законов физики, на примере изучения закона движения тела с постоянной скоростью (движение по инерции). Методической основой данной работы является «метод моделирования», разработанный профессором Аризонского университета (США) Д. Хестенесом [1]. Этот метод, применяемый к физике, устраняет пробелы в знаниях учащегося, неверные преставления о физическом мире, делая акцент на небольшом числе базовых моделей, которые составляют основу того или иного раздела физики [2]. Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы ученик мог самостоятельно вывести свойства модели из данных эксперимента. Одной из базовых моделей в курсе механики является модель движения тела по инерции (первый закон Ньютона). Чтобы добиться требуемой цели, нужно решить следующие подзадачи: 1) Подготовить условия для проведения эксперимента, рассматривая движение тела по инерции; 2) Обеспечить обработку экспериментальных данных. Процесс моделирования состоит из 4 этапов [3]: 1) Описания объекта моделирования (его движения, взаимодействия с другими объектами); 2) Формулировка законов движения (уравнения движения объекта); 3) Получение результата (определение зависимостей переменных); 4) Проверка достоверности (оценка модели и анализ экспериментальных данных). В качестве тела используется глиссер, движущийся по рельсовой установке с встроенной системой нагнетания воздуха для создания «воздушной подушки» над профилем рельса, что минимизирует силу трения глиссера о поверхность рельса (см. рис.1). Таким образом, удается реализовать модель движение тела в отсутствие внешних сил. Учащемуся предлагается провести серию экспериментов и самостоятельно вывести из эксперимента физический закон. На направляющую устанавливается глиссер и запускается вдоль рельса с различными начальными скоростями. Современное экспериментальное оборудование зачастую берет на себя решение многих задач и ученики тем 33