МЕТАМАТЕРИАЛЫ Е. А. Сюткина, Л. В. Спивак Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, Букирева, 15 Метаматериал – композиционный материал, свойства которого обусловлены не физическими свойствами его компонентов, а искусственно созданной периодической структурой. Эти материалы являются средами, которые обладают электромагнитными или акустическими свойствами, не встречающимися в природе и сложно достижимыми в природе [1]. Целью данной работы является изучение свойств материалов с отрицательным показателем преломления и их применение. Метаматериалы являются веществами с отрицательным показателем преломления: (1) Это достигается при помощи маленьких резонансных контуров, например, разорванных разрезных кольцевых резонаторов и решёток из прямых металлических стержней [2]. Было обнаружено, что в материале с отрицательным показателем преломления групповая и фазовая скорости имеют противоположные направления: отдельные максимумы и минимумы движутся назад, тогда как весь импульс перемещается вперед [3]. Прямоугольный брусок из материала с отрицательным показателем преломления образует суперлинзу (Рис. 1). Свет от объекта преломляется на поверхности линзы и снова сходится, формируя перевернутое изображение внутри бруска. Разрешение суперлинзы ограничено качеством ее материала с отрицательным преломлением. Для лучшей работы требуется не только, чтобы показатель преломления был равен –1, но также, чтобы ε и µ обе были равны – 1 [4]. Еще одним из направлений применения метаматериалов является создание материалов – невидимок. Идея материалов – невидимок заключается в том, что маскируемый объект помещается в некую полость внутри маскировочной оболочки, и световые волны, ударяясь об эту оболочку, вместо того чтобы попадать далее в спрятанный внутри объект, плавно огибают его и, заново рекомбинируясь, выходят наружу как ни в чем не бывало. Человек, наблюдающий за столкновением световых волн с оболочкой – невидимкой, прекрасно видитвсе прочие предметы, находящиеся непосредственно за скрытым внутри нее объектом, то есть, как бы смотрит сквозь объект, никак его не обнаруживая [5]. 40