МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ НАПРЯЖЕНИЙ В ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОМ СОЕДИНЕНИИ К. М. Фадеев, Р. С. Пономарев Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, Букирева, 15 В настоящее время надежность навигационных систем выходит на первый план в развитии гражданской техники, аэрокосмических аппаратов и других транспортных средств. В связи с этим еще с конца прошлого века ученые и инженеры обратили свой взгляд на волоконно-оптические и интегрально-оптические технологии. Навигационные системы с использованием волоконно-оптических гироскопов могут похвастаться широким динамическим диапазоном, малой потребляемой мощностью и высокой степенью надежности. Однако точность ВОГ не достигает идеальных результатов. ВОГ обладает высокой чувствительность к внешним воздействиям (например, температура), что создает паразитные дрейфы в виде «кажущейся угловой» скорости. Одним из источников появления дрейфа служит интегральнооптическая схема (ИОС), где при фиксации волокна используются стыковочные модули (СМ), в которых используются клеевые соединения. Накоплен огромный экспериментальный материал, показывающий, что такая конструкция СМ приводит к снижению степени поляризации и локальному разрушению. Одной из главных характеристик соединения для ВОГ является коэффициент сохранения поляризации излучения КСПИ: K спи = 10 ∙ lg( I I ), (1) где ITE – интенсивность излучения с ТЕ-поляризацией, ITM – интенсивность излучения с ТМ-поляризацией. Кспи измеряется в децибелах. Максимальное значение КСПИ для используемого световода составляет 40 дБ. Соединение считается годным, если при стыковке с чипом интегральной схемы КСПИ выходного излучения составляет не менее 26 дБ, в ином случае соединение считается бракованным (Рис. 1). Рис. 1. График зависимости Кспи от температуры для бракованного ВОГ 49