РЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СМАЗКИ ЦИАТИМ 221 А. В. Нечаева Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, Букирева, 15 Антифрикционная термостойкая смазка ЦИАТИМ 221 производится на основе кремнийорганической жидкости, загущенной комплексным кальциевым мылом с добавлением антиокислительной присадки. Смазка предназначена для смазывания подшипников качения, систем управления и приборов с частотой вращения до 10 000 мин-1, агрегатных подшипников летательных аппаратов, узлов трения и сопряженных поверхностей «металлметалл» и «металл-резина», работающих в вакууме, при остаточном давлении 666.5 Па. Ее так же применяют при проведении профилактики персональных компьютеров, для смазывания шариковых подшипников в вентиляторах. В соответствии с ГОСТ 9433-80 диапазон рабочих температур соо о ставляет от -60 до +150 С, эффективная вязкость при температуре -50 С и -1 среднем градиенте скорости деформации 10 с не более 800 Па• с, предел прочности не менее 120 Па [1]. Одним из допущений классической гидродинамической теории смазки, как теоретического фундамента для расчёта динамики трибосопряжений, является предположение о том, что смазочный материал подчиняется реологическому закону Ньютона [2]: . Здесь η – динамическая вязкость, τ – напряжение сдвига, – скорость сдвига. Ньютоновская реологическая модель смазочного материала положена в основу многих инженерных методик расчёта подшипников скольжения. Однако, известно, что реологическое поведение реальных смазок является сложным и может отклоняться от простого линейного закона. Наиболее известными отклонениями, называемыми в литературе неньютоновскими свойствами, являются: зависимость вязкости от скорости сдвига, от величины зазора; влияние на вязкость структурных неоднородностей; релаксация касательных и появление нормальных напряжений в смазочном слое (вязкоупругость). Экспериментальное исследование реологических характеристик смазки ЦИАТИМ 221 и является целью настоящей работы. Измерения выполнены на ротационном реометре Physica MCR 501. Для определения реологических характеристик исследуемого образца использовалась система «конус-плита». Диаметр конуса d = 25,976 мм, угол α = 1,001°. Такая геометрия обеспечивает однородность градиента скорости в измерительном зазоре. Для поддержания температурного режима использовалось специальное температурное устройство H-PTD 200 на основе эффекта Пельтье. 67