УДК 316.346.32-053.6 А.В. Безруков 1 МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КУМАТОИД: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ Статья посвящена рассмотрению молодёжи как социально-демографической группы, объекта социализации и активного субъекта общественной жизни. На основе теории «социальных эстафет» М.А. Розова предлагается и обосновывается изучение молодёжи как специфического «социального куматоида», занимающего двойственное положение в общественной системе. В качестве сущностной характеристики молодёжного куматоида обозначается процесс социального самоопределения. Ключевые слова: молодёжь, социальный куматоид, социальный статус, социальное самоопределение. Рассматривая молодёжь как специфический объект исследования, следует различать онтологическое и гносеологическое содержание этой категории. В первом отношении, молодёжь как форма реально существует в каждом обществе и составляет значительную часть его населения. Во втором отношении, содержание «молодёжи» определяется тем, как в данном обществе понимается молодежь. При интерпретации категории «молодёжь», во-первых, акцент делается на том, что это социальная группа, выделяемая на основе демографического фактора «возраст» [3, 4, 10]. В русле такого подхода исследуются половозрастные социально-обусловленные психологические и общественно-приписанные поведенческие особенности молодых людей, особенно, в плане гендерной идентификации, а также образовательной, профессиональной и семейной сферах личной жизни. При этом, чёткие границы молодёжного возраста остаются дискуссионным вопросом и варьируются в разных странах. Как правило, это люди в возрасте от 16 до 30 лет. В исследовательском же плане целесообразно выделять три возрастные категории молодежи: от 16 до 18 лет; от 19 до 24 лет; от 25 до 30 лет. Такая периодизация к тому же подкрепляется рядом социальных событий и позиций: законодательное оформление прав и обязанностей, получение профессионального образования, трудоустройство, создание семьи [12, С. 598]. Во-вторых, в молодости индивиды активно социализируются при освоении окружающей действительности и ролей взрослых членов общества [1, 8, 9, 14]. «Молодёжь» в таком понимании, наследуя достигнутый уровень развития общества, выступает исключительно как объект социализации. Особое внимание при этом уделяется трудностям в освоении социальных ролей в силу отсутствия у молодых людей необходимой экономической свободы, уровня профессионализма и жизненного опыта в целом. Следовательно, пребывание в молодости – это временное явление, однонаправленное в будущее взрослое состояние субъекта. При этом, «молодёжь» нельзя идентифицировать с конкретным набором этих субъектов, поскольку имеет место быть постоянный переход от детства к молодости и от молодости ко взрослости. Каждый субъект бежит своего рода «социальную эстафету» [13, С. 86] вступает в молодость и, усваивая непосредственные социально одобряемые образцы поведения и деятельности, покидает её, - этот процесс длится непрерывно. Захватывая в себя новых субъектов, «молодёжь» выступает как «аутопоэзийная замкнутая система». В свою очередь, важное свойство любой общественной системы, согласно Н. Луману, - поддержание границ с окружающей средой. Вместе с тем, возрастающая роль случайностей, общественные флуктуации и неопределённость будущего снижают значение социализирующих и принуждающих структур современного общества, повышают риск саморазрушения системы, что заставляет обратиться к внутренним факторам, т. е. индивиду и его взаимодействию со средой. Поэтому, в-третьих, «молодёжь» рассматривается как активный субъект общественной жизни, бросающий вызов традиционному общественному укладу и транслирующим новые ценности [2, 5, 6, 7]. © Безруков А.В., 2016 г.