УДК 316.7 Р.М. Зиннатуллина ТРАДИЦИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ * В статье рассматривается понятие традиции как неотъемлемой части развития любой культуры и оспаривается популярный в XX веке тезис о «традиции как пережитке». Традиция обеспечивает устойчивость культуры, сохраняет способы отношения человека с природой и окружающим обществом. Но не столько сохранение и опыта является главной функцией традиции – наиболее значима традиция как органичное соединение прошлого и будущего, которое приводит к осознанию традиции как «матрицы» для развития культуры, общества и творчества. Ключевые слова: традиция, новация, культура, преемственность, общество Во времена быстрого развития прогресса, общества, науки и культуры все чаще принято противопоставлять новые достижения старым, гордиться инновациями и отрицать влияние традиций на развитие общества. Многие исследователи культуры в XX веке (например, Э. Тайлор в работе «Первобытная культура» [7]) понимали традицию как пережиток, от которого нужно избавляться для того, чтобы культура могла развиваться. Тем не менее, так ли на самом деле велик разрыв между традициями и новациями, между преемственностью и креативностью? В этой статье я хочу показать, что культурные традиции являются неотъемлемой частью любой культуры, любого творчества, а не только лишь признаком первобытных и традиционных культур. Проблема традиции возникает при рассмотрении процессов развития культуры. Культура – присущий людям способ существования, который заключается в преобразовательном характере деятельности, основанном на искусственно созданных нормах и правилах, регулирующих отношения людей с природой и друг с другом. Таким образом, культура выступает как способ передачи социального опыта, который заключается в нормах и ценностях общества. Без понятия норм, стереотипов, ценностей и традиций невозможно описать и объяснить функционирование ни одного общества. Эти культурные составляющие общества обусловлены наследованием традиций предыдущих поколений и являются обязательными для того или иного этноса или группы. Культура предстает способом трансляции опыта предыдущих поколений не только через материальные составляющие культуры (такие как способы взаимодействия с предметами, особые технологические приемы и навыки), но и через определенные духовные ценности: она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представления о прекрасном, видение природы во всех этнических особенностях и колорите этого опыта. Именно традиция является способом устойчивого сохранения и передачи той или иной ценностной информации, так как традиция – это опыт, передающийся из поколения в поколение, обеспечивающий устойчивость способов отношения человека с природой, культурных и моральных норм и принципов, они дают представление о народе, его характере и способе его бытия. Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура является результатом человеческой деятельности постольку, поскольку является способом этой деятельности, способом человеческой жизни в целом. Отношения традиции и новации определяют способность качественного развития общества. Еще Гегель в ведении к «Лекциям по истории философии» заметил, что человеческую мысль нельзя понять, не обратившись к её истокам. Все, что присуще современному миру, не возникло сразу и не образовалось лишь на основе современности, так как достижения человечества, в первую очередь, являются наследием всех предшествующих поколений. Именно традиция сохранила и передала нам все, чего достигла наука, культура и искусство за многие века. Но Гегель делает акцент на активности традиции: «Содержанием этой традиции является то, что создал духовный мир, а всеобщий дух никогда не останавливается в своем движении» [2, с. 10]. Таким образом, каждое новое поколение получает опыт, но не © Зиннатуллина Р.М., 2016 г.