primary logosecondary logo

Традиция как основа развития культуры

?
УДК 316.7
Р.М. Зиннатуллина
ТРАДИЦИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

*

В статье рассматривается понятие традиции как неотъемлемой части развития любой культуры и
оспаривается популярный в XX веке тезис о «традиции как пережитке». Традиция обеспечивает
устойчивость культуры, сохраняет способы отношения человека с природой и окружающим
обществом. Но не столько сохранение и опыта является главной функцией традиции – наиболее
значима традиция как органичное соединение прошлого и будущего, которое приводит к осознанию
традиции как «матрицы» для развития культуры, общества и творчества.
Ключевые слова: традиция, новация, культура, преемственность, общество

Во времена быстрого развития прогресса, общества, науки и культуры все чаще
принято противопоставлять новые достижения старым, гордиться инновациями и отрицать
влияние традиций на развитие общества. Многие исследователи культуры в XX веке
(например, Э. Тайлор в работе «Первобытная культура» [7]) понимали традицию как
пережиток, от которого нужно избавляться для того, чтобы культура могла развиваться. Тем
не менее, так ли на самом деле велик разрыв между традициями и новациями, между
преемственностью и креативностью? В этой статье я хочу показать, что культурные
традиции являются неотъемлемой частью любой культуры, любого творчества, а не только
лишь признаком первобытных и традиционных культур.
Проблема традиции возникает при рассмотрении процессов развития культуры.
Культура – присущий людям способ существования, который заключается в
преобразовательном характере деятельности, основанном на искусственно созданных нормах
и правилах, регулирующих отношения людей с природой и друг с другом. Таким образом,
культура выступает как способ передачи социального опыта, который заключается в нормах
и ценностях общества. Без понятия норм, стереотипов, ценностей и традиций невозможно
описать и объяснить функционирование ни одного общества. Эти культурные составляющие
общества обусловлены наследованием традиций предыдущих поколений и являются
обязательными для того или иного этноса или группы. Культура предстает способом
трансляции опыта предыдущих поколений не только через материальные составляющие
культуры (такие как способы взаимодействия с предметами, особые технологические
приемы и навыки), но и через определенные духовные ценности: она формирует устойчивые
художественные и познавательные каноны, представления о прекрасном, видение природы
во всех этнических особенностях и колорите этого опыта. Именно традиция является
способом устойчивого сохранения и передачи той или иной ценностной информации, так как
традиция – это опыт, передающийся из поколения в поколение, обеспечивающий
устойчивость способов отношения человека с природой, культурных и моральных норм и
принципов, они дают представление о народе, его характере и способе его бытия. Традиция
как способ сохранения культуры показывает, что культура является результатом
человеческой деятельности постольку, поскольку является способом этой деятельности,
способом человеческой жизни в целом. Отношения традиции и новации определяют
способность качественного развития общества.
Еще Гегель в ведении к «Лекциям по истории философии» заметил, что человеческую
мысль нельзя понять, не обратившись к её истокам. Все, что присуще современному миру, не
возникло сразу и не образовалось лишь на основе современности, так как достижения
человечества, в первую очередь, являются наследием всех предшествующих поколений.
Именно традиция сохранила и передала нам все, чего достигла наука, культура и искусство
за многие века. Но Гегель делает акцент на активности традиции: «Содержанием этой
традиции является то, что создал духовный мир, а всеобщий дух никогда не останавливается
в своем движении» [2, с. 10]. Таким образом, каждое новое поколение получает опыт, но не
© Зиннатуллина Р.М., 2016 г.