УДК 316.752 А.В. Краличев ЦЕННОСТИ И НОРМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ 1 РОССИИ Статья посвящена проблеме нарушения нормативного поведения среди студенческой молодёжи, вызванной сменой ценностей за последние десятилетия. Дана характеристика студенческой молодёжи как социальной группы, рассмотрен понятийный аппарат ценностей и норм. Представлены выводы на основе анализа исследований ценностей и норм студенческой молодёжи в современной России. Ключевые слова: студенческая молодёжь, ценности, нормы. Трансформация современного российского общества приводит к изменению всей социальной сферы, в которую входит ценностно-нормативная система. Вследствие смены политического режима, экономического и социального кризиса в условиях глобализации и влияния западной массовой культуры значимость некоторых традиционно осуждаемых явлений пересматривается, меняются ценности и нормы. Ценности, являясь культурными регуляторами социальной жизни, определяют смысл целенаправленной деятельности, мотивов и потребностей людей. Нормы, при этом, осуществляют социальный контроль, а также ориентируют индивида в выборе социально-одобряемого поведения. Молодёжь, являясь основным производительным и интеллектуальным потенциалом государства, больше других социальных групп подвержена воздействию и склонна к девиации в силу неустойчивого социального положения, маргинальности и поиска себя. В то же время она в наибольшей степени способна к усвоению, реализации и трансляции социокультурного наследия. Большую частью прогрессивной молодёжи составляет студенческая молодежь в силу достижения определённого образовательного уровня и инновационного потенциала. Ценности и нормативное поведение молодых людей являются значимым для развития государства и решения существующих проблем. Однозначного определения студенческой молодежи нет, но в целом они сводятся к следующему: студенческая молодежь – это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная получением образования и образом жизни, готовящаяся к выполнению в обществе социальных требований и ролей. Состав студенческой группы формируется из представителей различных слоев и классов населения примерно одинакового возраста с определенным уровнем образования. Несмотря на то, что ценности и нормы часто рассматривают в совокупности, их необходимо отличать. Ценности – это разделяемые человеком, обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностей [5, С. 230]. Тем самым, ценности можно рассматривать на уровне культуры и на уровне отдельной личности. По ценностно-нормативной системе можно судить не только о материальных и духовных потребностях человека, но и о социокультурном состоянии конкретного общества в данный исторический период. Нормы, наиболее часто проявляющиеся в повседневной жизни, называются социальными нормами. Они указывают, как должны поступать люди в тех или иных ситуациях. Нормы формируются относительно ценностей общества. Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений, либо санкций. Нарушение норм является одним из видов отклоняющегося поведения [4, С. 53]. Существует множество исследований ценностей и норм студентов, однако с течением времени данная сфера требует более детального изучения. Устойчивыми являются ценности прагматического характера – семья, здоровье, друзья. В 2000 году почти две трети респондентов отнесли материальную обеспеченность к высшей ценности [1, C. 31]. © Краличев А.В., 2016 г.