УДК 316.7 А.С. Ларина ОБЫДЕННОЕ ЧТЕНИЕ КАК РАСПРОСТРАНЕННАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК 1 Объектом исследования являются жители Курской области в возрасте от 18 до 60 лет. Основным источником эмпирических данных стал анкетный опрос, проведенный в мае 2016 года в Курской области. Предметом исследования стало выявление особенностей выбора книг в жизни жителей региона. Ключевые слова: чтение, книга, социальная проблема В современной России, как и в других странах, наблюдается ситуация - интерес к чтению заметно понизился. Масштабы этой социальной проблемы настолько значительны, что дают основания говорить о системном кризисе читательской (и писательской) культуры. Как подчёркивают разработчики «Национальной программы поддержки и развития чтения», страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Эмпирическая база исследования Эмпирические данные были получены нами в мае 2016 г. в ходе исследования «Чтение нового поколения: взгляд курян». Исследование проведено на базе социологической научно-исследовательской лаборатории Курского государственного университета по заказу Курской областной научной библиотеки (КОНБ) им. Н.Н. Асеева при непосредственном участии автора статьи. Объектом исследования стали непосредственные и потенциальные читатели КОНБ. Сбор первичной информации был осуществлен методом анкетного опроса с последующей обработкой посредством IBM SPSS Statistics 21.0. Общее количество респондентов составило 600 человек. Для формирования выборочной совокупности данного исследования использовалась одноступенчатая стихийная выборка. Помимо того, мы выделили внутри выборочной совокупности три возрастные группы людей: молодежь в возрасте 18-29 лет; средний возраст 30-44 года; старший возраст 45-60 лет. Это позволило осуществлять сравнения результатов исследования между этими возрастными группами, а также с некоторыми результатами ранее проведенных полевых исследований. Обратимся к анализу полученных результатов анкетного опроса. Отношение жителей Курской области к книгам и чтению Книга. Одни рассматривают ее как повод поговорить, т. е. она становится предметом обсуждения; другие – как источник знаний; третьи же считают ее инструментом развития цивилизации, а также средством саморазвития; для многих она становится другом и советчиком. Но разумно будет рассматривать ее в совокупности всех этих мнений и понятий. Чтение – один из важнейших видов речевой деятельности, оно тесно связано как с произношением, так и с пониманием речи, что зависит от качества прочтенных книг [1,C.1]. Также чтение – это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами. О чтении как социальном феномене и его проблемах писали и пишут зарубежные и отечественные исследователи. Соответствующие традиции в России заложены Х.Д. Алчевской и Н.А. Рубакиным. В далёком 1905 году, характеризуя роль книги, Рубакин указывает на то, что книга должна «дать ответ на такой вопрос: что ты книга можешь дать мне, личности человеческой, моему уму, моему чувству, жизни, борьбе, которую я веду, работе, которую я делаю или намерен делать. От твоего, книга, ответа, который я сам в тебе прочитаю то на строках, а то и между строк зависит всецело, – я друг или враг твой» [2,С.6]. Такой подход к книге, надо полагать, нисколько не утратил своей актуальности © Ларина А.С., 2016 г.