home

Структура свободного времени студенческой молодежи в региональном измерении

?
УДК 316.728 : 316.346.32-053.6
Ю.М. Пасовец
СТРУКТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

1

В работе на основе теоретического анализа рассматривается понятие свободного времени в
социологии, а также категория «свободного времени» студенческой молодежи. Эмпирические
данные, представленные результатами опроса студентов регионального вуза, позволяют выявить
степень распространенности в студенческой среде определенных способов проведения свободного от
учебы времени и определить структуру свободного времени российских студентов в региональном
измерении.
Ключевые слова: студенческая молодежь, свободное время, досуг, регион.

Свободное время и его использование молодежью является своеобразным
показателем культуры данной социальной общности, поскольку предпочтения в способах
проведения этого времени отражают доминирующие ценности и интересы молодых людей.
В свою очередь, способы проведения свободного времени во многом определяют стиль
жизни молодых людей, и сочетание предпочитаемых ими способов времяпровождения
преломляется в разнообразии стилей жизни, наблюдаемых у разных групп современной
молодежи.
Социальные изменения, происходящие в современном мире, трансформируют
содержание свободного времени молодежи. Так, распространение ценностей массовой
культуры и культуры потребления находит отражение в предпочтениях молодежи способов
пассивного отдыха и времяпровождения; повышение роли электронных средств массовой
информации в жизни молодежи ведет к увеличению числа молодых людей, проводящих
большую часть своего свободного времени, увлекаясь компьютером и его программами,
Интернетом, компьютерными играми. Однако чрезмерное увлечение многими
представителями молодого поколения пассивными способами проведения свободного
времени, отказ от социального общения, культурного развития и занятий физической
культурой и спортом могут неблагоприятным образом сказаться на состоянии физического,
психологического и социального здоровья молодежи и личностном развитии, ее
социализации, социальной интеграции и адаптации.
Анализ основных подходов к пониманию свободного времени показывает, что
свободное время выделяется исследователями в составе общего временного фонда отдельно
от рабочего времени, обозначается как отдельная категория. Понятие «свободное время»
является более широким по отношению к понятию досуга, поскольку свободное время
охватывает больший спектр видов человеческой деятельности и ориентировано на
включение индивида в разнообразные виды деятельности с целью и отдыха, и развития.
Досуг часто понимается исследователями как составляющая свободного времени, как
добровольно выбранная деятельность человека, вне обязательств и нужд, связанных с
работой, семьей или обществом, направленная на удовлетворение индивидуальных
потребностей и приносящая удовольствие [1; 2; 3; 4; 5]. В связи с этим представляется
целесообразным рассматривать свободное время как более широкую категорию по
отношению к досугу, которая включает в себя время на организованную деятельность и
время для отдыха, развлечений и личностного развития.
Под свободным временем молодежи зачастую понимается время вне обязательной
учебной деятельности (аудиторные занятия и выполнение домашних заданий), вне
обязательной трудовой деятельности и вне затрат на удовлетворение физиологических
потребностей. Содержание свободного времени молодежи определяется совокупностью
затрат на выполнение домашних дел, досуговую деятельность (физкультурно-спортивная

© Пасовец Ю.М., 2016 г.