УДК 316.728 : 316.346.32-053.6 Ю.М. Пасовец СТРУКТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ 1 В работе на основе теоретического анализа рассматривается понятие свободного времени в социологии, а также категория «свободного времени» студенческой молодежи. Эмпирические данные, представленные результатами опроса студентов регионального вуза, позволяют выявить степень распространенности в студенческой среде определенных способов проведения свободного от учебы времени и определить структуру свободного времени российских студентов в региональном измерении. Ключевые слова: студенческая молодежь, свободное время, досуг, регион. Свободное время и его использование молодежью является своеобразным показателем культуры данной социальной общности, поскольку предпочтения в способах проведения этого времени отражают доминирующие ценности и интересы молодых людей. В свою очередь, способы проведения свободного времени во многом определяют стиль жизни молодых людей, и сочетание предпочитаемых ими способов времяпровождения преломляется в разнообразии стилей жизни, наблюдаемых у разных групп современной молодежи. Социальные изменения, происходящие в современном мире, трансформируют содержание свободного времени молодежи. Так, распространение ценностей массовой культуры и культуры потребления находит отражение в предпочтениях молодежи способов пассивного отдыха и времяпровождения; повышение роли электронных средств массовой информации в жизни молодежи ведет к увеличению числа молодых людей, проводящих большую часть своего свободного времени, увлекаясь компьютером и его программами, Интернетом, компьютерными играми. Однако чрезмерное увлечение многими представителями молодого поколения пассивными способами проведения свободного времени, отказ от социального общения, культурного развития и занятий физической культурой и спортом могут неблагоприятным образом сказаться на состоянии физического, психологического и социального здоровья молодежи и личностном развитии, ее социализации, социальной интеграции и адаптации. Анализ основных подходов к пониманию свободного времени показывает, что свободное время выделяется исследователями в составе общего временного фонда отдельно от рабочего времени, обозначается как отдельная категория. Понятие «свободное время» является более широким по отношению к понятию досуга, поскольку свободное время охватывает больший спектр видов человеческой деятельности и ориентировано на включение индивида в разнообразные виды деятельности с целью и отдыха, и развития. Досуг часто понимается исследователями как составляющая свободного времени, как добровольно выбранная деятельность человека, вне обязательств и нужд, связанных с работой, семьей или обществом, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей и приносящая удовольствие [1; 2; 3; 4; 5]. В связи с этим представляется целесообразным рассматривать свободное время как более широкую категорию по отношению к досугу, которая включает в себя время на организованную деятельность и время для отдыха, развлечений и личностного развития. Под свободным временем молодежи зачастую понимается время вне обязательной учебной деятельности (аудиторные занятия и выполнение домашних заданий), вне обязательной трудовой деятельности и вне затрат на удовлетворение физиологических потребностей. Содержание свободного времени молодежи определяется совокупностью затрат на выполнение домашних дел, досуговую деятельность (физкультурно-спортивная © Пасовец Ю.М., 2016 г.