УДК 316.752 Е.В. Пенетова ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА 1 В статье рассмотрены теоретические аспекты основных параметров и процессов изменения ценностей. Установлена связь теоретических и эмпирических данных на примере российского общества. Ключевые слова: ценности, межгенерационный процесс смены ценностей, гипотеза недостатка, гипотеза социализации. В социологии изучению культуры придается большое значение. Когда мы говорим о культуре, то в первую очередь подразумеваем изучение ценностей, которые являются вектором человеческих действий. Таким образом, изучение ценностей позволяет нам понять общество, через фундаментальные основы поведения индивидов, и найти взаимосвязь между изменениями общества и изменениями ценностей. Но что такое ценности? В общефилософском понимании ценности – это ориентиры поведения и деятельности субъекта. Результат внешних и внутренних волевых изменений личности в направлении ориентира, не подвергаемого сомнению. Это «внутренние» правила, обязательства в соответствии с которыми человек корректирует и строит свою деятельность. Наши ценности образуются, когда цели и потребности не совпадают, и нам приходится делать выбор. [1,с. 11] Ценности людей с течением времени и под социальными, политическими и экономическими преобразованиями изменялись соответственно. Традиционные устои, определяющие весь образ жизни, постепенно уступили место механистическому представлению о вселенной, затем наступил индустриальный виток развития, и вот общество подошло вплотную к постиндустриальному миру. И каждый раз культура изменялась, ведь культура – это стратегия адаптации народа. [2, с. 245] Промышленная революция позволила обществу перейти к материалистическим ценностям. Под ценностями «материализма» имеется в виду предпочтение физической и психологической безопасности и благополучия, а под ценностями «постматериализма» — подчеркнутое значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни. Преобладание той или иной группы ценностей определяет стадию общего экономического и социального развития. Постматериалистические ценности практически распадаются на две группы - социальные и ценности самоактуализации, обусловленные соответственно направленностью на «присоединение» либо саморазвитие. [2, с. 247] Влияние культуры на общественный прогресс сложно и многообразно. Мы не можем одинаково применять одни и те же культурные аспекты на прогресс в различных сферах. Общество предает культурные нормы через социальные институты с помощью различных инструментов: семья (воспитание), образование, религия, медиа, лидерство. И изменяющаяся культура, подвергает институты соответствующим модификациям. Изменяясь, культура, влечет за собой перемены во всех аспектах общественной жизни. Именно межгенерационный процесс смены ценностей и обуславливает влияние культуры на социальный, экономический и политический прогресс. Культура начинает воздействовать на экономические и политические системы. Ценности начинают формироваться у человека еще в раннем детстве и закрепляются в процессе социализации. Ценностные ориентации зрелого человека практически не подвержены изменениям, а значит, изменение иерархии ценностей происходит медленно, через смену поколений. Происходят экономические и политические изменения, которые влекут за собой усвоение подрастающим поколением совсем иных идей и идеалов. Появляются новые ценности, которые являются нормальными для детей, но непривычны для © Пенетова Е.В., 2016 г.