УДК 304.2:316.42 А.А. Поносова ТВОРЧЕСКАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН 1 Жизнь современного человека находится в нестабильном состоянии, чему способствовала НТР, быстро изменяющая мир с конца 19 столетия и влекущая за собой перемены общественного сознания. Появился культ новизны. Высокий уровень требований стал предъявляться к работникам при приеме на многие должности. Возникла проблема отставания науки и образования от темпов перемен, основным способом решения которой является воспитание творческой личности, способной справляться с кризисными ситуациями разного рода и решать множество задач, являющейся на сегодня ценнейшим ресурсом, показывающим процесс трансформации старых способов мысли и действий. Но социологическая изученность феномена позитивной девиации невелика, имеется потребность в накоплении и развитии знаний о ней со стороны общественных наук. Ключевые слова статьи: девиация, позитивные девиации, творчество, творческая личность, прогресс. Не так давно общество жило в относительно стабильном мире. Появление технологических новшеств носило длительный характер, а основную сферу жизнедеятельности составлял сельский труд, носящий консервативный и рутинный характер. К началу 20 века в результате промышленного переворота, когда технический прогресс получил значительное ускорение, а в наше время приобрел быстротечный и широкомасштабный характер, стала возникать потребность в постоянных быстрых, глубоких и зримых изменениях. У общества возникла мода на перемены, образовался культ новизны. Прогресс во всех сферах деятельности, носит противоречивый характер, так как, с одной стороны, улучшает жизнь людей, с другой – влечет за собой отрицательные последствия. Одним из них является то, что современный человек подвержен воздействию мощного многостороннего потока информации, что приводит к изменению общественного сознания, провоцирует переосмысление основ культуры и перемены социально-культурной структуры общества. Сейчас при отборе кадров на многие профессии предъявляется ряд высоких требований с целью возможности решения увеличивающегося количества задач, стоящих перед работником. Появилась проблема того, что образование и наука не поспевают за темпами изменений. Развитые страны сегодня выделяют на нужды образования 15 - 19 % национального бюджета, а крупнейшие фирмы тратят за переподготовку кадров до 20 - 25 % прибыли с целью обновления знаний и навыков, которые быстро устаревают[5]. Одним из главных способов решить возникшие противоречия является воспитание творческой личности, способной решать множество различных задач и справляться с кризисными ситуациями, обладающей разносторонними знаниями, проявляющей инициативность, самостоятельность и креативность в ходе своей рабочей деятельности. Творчество вновь становится ценным для жизни общества ресурсом. В Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года целевым направлением объявлен переход к инновационной экономике, фактором которой является интеллектуализация человеческого потенциала: «Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности»[16]. На сегодняшний день есть проблема того, что степень изученности позитивной девиации в значительной степени отстает от исследований негативных форм отклоняющегося поведения[4]. © Поносова А.А., 2016 г.