primary logosecondary logo

Творческая девиация как выражение требований социальных перемен

?
УДК 304.2:316.42
А.А. Поносова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ
ПЕРЕМЕН

1

Жизнь современного человека находится в нестабильном состоянии, чему способствовала НТР,
быстро изменяющая мир с конца 19 столетия и влекущая за собой перемены общественного
сознания. Появился культ новизны. Высокий уровень требований стал предъявляться к работникам
при приеме на многие должности. Возникла проблема отставания науки и образования от темпов
перемен, основным способом решения которой
является воспитание творческой личности,
способной справляться с кризисными ситуациями разного рода и решать множество задач,
являющейся на сегодня ценнейшим ресурсом, показывающим процесс трансформации старых
способов мысли и действий. Но социологическая изученность феномена позитивной девиации
невелика, имеется потребность в накоплении и развитии знаний о ней со стороны общественных
наук.
Ключевые слова статьи: девиация, позитивные девиации, творчество, творческая личность, прогресс.

Не так давно общество жило в относительно стабильном мире. Появление
технологических новшеств носило длительный характер, а основную сферу
жизнедеятельности составлял сельский труд, носящий консервативный и рутинный характер.
К началу 20 века в результате промышленного переворота, когда технический
прогресс получил значительное ускорение, а в наше время приобрел быстротечный и
широкомасштабный характер, стала возникать потребность в постоянных быстрых, глубоких
и зримых изменениях. У общества возникла мода на перемены, образовался культ новизны.
Прогресс во всех сферах деятельности, носит противоречивый характер, так как, с
одной стороны, улучшает жизнь людей, с другой – влечет за собой отрицательные
последствия. Одним из них является то, что современный человек подвержен воздействию
мощного многостороннего потока информации, что приводит к изменению общественного
сознания, провоцирует переосмысление основ культуры и перемены социально-культурной
структуры общества.
Сейчас при отборе кадров на многие профессии предъявляется ряд высоких
требований с целью возможности решения увеличивающегося количества задач, стоящих
перед работником. Появилась проблема того, что образование и наука не поспевают за
темпами изменений.
Развитые страны сегодня выделяют на нужды образования 15 - 19 % национального
бюджета, а крупнейшие фирмы тратят за переподготовку кадров до 20 - 25 % прибыли с
целью обновления знаний и навыков, которые быстро устаревают[5].
Одним из главных способов решить возникшие противоречия является воспитание
творческой личности, способной решать множество различных задач и справляться с
кризисными ситуациями, обладающей разносторонними знаниями, проявляющей
инициативность, самостоятельность и креативность в ходе своей рабочей деятельности.
Творчество вновь становится ценным для жизни общества ресурсом.
В Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года
целевым направлением объявлен переход к инновационной экономике, фактором которой
является интеллектуализация человеческого потенциала: «Формирование инновационной
экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий
фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности»[16].
На сегодняшний день есть проблема того, что степень изученности позитивной
девиации в значительной степени отстает от исследований негативных форм
отклоняющегося поведения[4].
© Поносова А.А., 2016 г.