УДК 316.422 С.С. Соловьёв, Д.А. Булгакова 1 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ Г. ПЕРМЬ В статье представлен анализ результатов исследования инновационного потенциала жителей Перми. Анализируются их ценностные ориентации, измеренные по методике Ш.Шварца, однако предлагается другой вариант агрегирования данных при использовании факторного анализа. Ключевые слова: ценностные ориентации, факторный анализ. Категория «ценности» появляется еще в работах классиков социологии. Одними из первых затронули тему ценностей в своих работах М. Вебер и Э. Дюркгейм, однако они не создали четкой дефиниции данного понятия. Т. Парсонс считал ценности основой для поддержания и сохранения нормативного образца как функциональной подсистемы общества, видя в них своего рода стандарт, инструмент выбора цели действия. Он также одним из первых отметил наличие у людей ценностных ориентаций, формирующихся на основе системы ценностей. Основное отличие первых в том, что они выступают в качестве эталона, правила отбора возможных альтернатив действия [1, с. 200−203]. Обращался к категории ценностей и П.А. Сорокин. По его мнению, они являются смыслообразующим ядром каждого из рассматриваемого им типа культуры [2, С. 430 - 431]. Современный российский ученый Н.И. Лапин считает, что ценности, наравне с потребностями, являются глубинными регуляторами человеческих действий. Он выделяет 14 базовых ценностей, включающих семь терминальных (жизнь человека, свобода, нравственность, общение, семья, работа, благополучие) и семь инструментальных (инициативность, традиционность, независимость, самопожертвование, авторитетность, законность, вольность). Также, согласно подходу Лапина, ценности можно разделить по предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные, политические и т.п.), по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие) [3]. Очевидно, что исследователи в любом обществе будут рассматривать ценности как объект своего научного интереса, потому как именно они определяют цели и средства их достижения как на уровне индивида, так и на уровне общностей и всего социума. Новый виток развития в изучении ценностей произошел в послевоенные годы, когда появились первые сравнительные исследования населения разных стран. С 1970-х годов страны стали сравнивать не только по экономическим, но и социокультурным показателям – так появились «Евробарометр», WorldValueSurvey и ISSP. А в 2000 году, учитывая опыт этих и подобных исследований, методологические и методические проблемы, с которыми столкнулись их авторы, появилась идея Европейского социального исследования. С 2002 года это исследование проводится по единой универсальной программе каждые два года в таких развитых странах Европейского союза, как Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и др. Россия является постоянным участником Европейского социального исследования с 2006 года. Европейское социальное исследование основано на измерении разных социальных индикаторов, позволяющих изучить различные сферы жизнедеятельности людей: от семьи до политики [4]. В ядро методики входит такой блок, как «ценностные модели». Создатели проекта понимают ценности как «особое убеждение человека в том, что лично для него значим некоторый объект или явление» [4]. В рамках исследования ценности измеряются при использовании портретного опросника на основе методики Ш. Шварца: респондентам предлагается оценить 21 ценностный портрет людей по шестибалльной шкале, где «1» – Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант №12-03-00200) © Соловьёв С.С., Булгакова Д.А., 2016 г. 1