primary logosecondary logo

СМИ как социокультурный механизм конструирования социального пространства

?
УДК 32.019.51
С.В. Чекулаев
СМИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

1

Опираясь на социологическую концепцию Пьера Бурдье, автор рассматривает связь между
социальным пространством и роли СМИ в его конструировании.
Ключевые слова: СМИ, габитус, медиа, П. Бурдье, социальное пространство.

«Медиа» – широкое понятие, далеко не исчерпывающееся массовыми медиа. Совсем
недавно о других медиа в академической литературе почти не шла речь, и ученые
предпочитали обсуждать лишь масс-меди (печать, телевидение, кино). В действительности в
культуре довольно давно было создано множество материальных форм коммуникации,
распространявшейся и «по вертикали» и «по горизонтали». Под масс-медиа понимается
коммуникация «от одного ко многим» и «сверху вниз». Масс-медиа тесно связаны с
массовым обществом, в рамках которого люди сильно зависят от всесильных прессы и
телевидения, формирующих господствующую точку зрения. Если даже в прошлом помимо
масс-медиа существовало немало альтернативных медиа, то сегодня, с распространением
Интернета мы переосмысливаем роль, которую масс-медиа играли в истории коммуникации.
Итак, далее речь пойдет о неоднозначном и довольно сложном характере и роли СМИ
в формировании социального пространства. В первую очередь необходимо определить
понятие того пространства, в котором присутствует человек – обратимся к концепции П.
Бурдье, затем будет дана рассмотрено понятие «габитус», после будет совершена попытка
определить роль СМИ в конструировании социального пространства.
Понятие «социального пространства» представляет собой сложный феномен, к
которому необходимо подходить с точки зрения различных концепций. В частности, для
определения понятия «пространство» в данном проблемном дискурсе хотелось бы подойти с
позиции концепции П. Бурдье. Выбранный мыслитель крайне интересен при применении его
идей и концептов в проблемном поле социальности, медиа и человека. Социальное
пространство состоит из социальных полей, в каждом из которых агент может занимать
определенную позицию. П. Бурдье убежден, что социальный мир есть «мир в форме
многомерного пространства  сформированным совокупностью действующих свойств в
рассматриваемом социальном универсуме, т. е. свойств, способных придавать его владельцу
силу и власть в этом универсуме» [2; С. 15]. Более того, «через распределение свойств
социальный мир объективно представляется как символическая система, пространство
стилей жизни и статусных групп, характеризующихся различными стилями жизни» [2; С.
77].
Социальное пространство состоит из социальных полей, которые представляют собой
«многомерное пространство позиций, в котором любая существующая позиция может быть
определена, исходя из многомерной системы координат, значение которых коррелируют с
соответствующими различными переменными» [2; С. 16]. С помощью субъекта реальность
приходит к «статусу символической системы, которая организуется по типу системы
феноменов в соответствии с логикой различения отдельных расхождений, а также
заключающейся и в значимых различениях» [2; С. 25]. Иначе говоря, «социальное
пространство и различия, которые проявляются в нем “спонтанно” стремятся
функционировать символически как пространство стилей жизни» [2; С. 25].
Важнейшим понятием концепции социального пространства П. Бурдье является
понятие габитуса. Габитус – это «система диспозиций, порождающая и структурирующая
практику агента и его представления» [2; С. 12]. Используя прошлое, габитус апеллирует к
«проверенным» практикам, схемам, которые позволяют человеку ориентироваться в
© Чекулаев С. В., 2016 г.