УДК 32.019.51 С.В. Чекулаев СМИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 1 Опираясь на социологическую концепцию Пьера Бурдье, автор рассматривает связь между социальным пространством и роли СМИ в его конструировании. Ключевые слова: СМИ, габитус, медиа, П. Бурдье, социальное пространство. «Медиа» – широкое понятие, далеко не исчерпывающееся массовыми медиа. Совсем недавно о других медиа в академической литературе почти не шла речь, и ученые предпочитали обсуждать лишь масс-меди (печать, телевидение, кино). В действительности в культуре довольно давно было создано множество материальных форм коммуникации, распространявшейся и «по вертикали» и «по горизонтали». Под масс-медиа понимается коммуникация «от одного ко многим» и «сверху вниз». Масс-медиа тесно связаны с массовым обществом, в рамках которого люди сильно зависят от всесильных прессы и телевидения, формирующих господствующую точку зрения. Если даже в прошлом помимо масс-медиа существовало немало альтернативных медиа, то сегодня, с распространением Интернета мы переосмысливаем роль, которую масс-медиа играли в истории коммуникации. Итак, далее речь пойдет о неоднозначном и довольно сложном характере и роли СМИ в формировании социального пространства. В первую очередь необходимо определить понятие того пространства, в котором присутствует человек – обратимся к концепции П. Бурдье, затем будет дана рассмотрено понятие «габитус», после будет совершена попытка определить роль СМИ в конструировании социального пространства. Понятие «социального пространства» представляет собой сложный феномен, к которому необходимо подходить с точки зрения различных концепций. В частности, для определения понятия «пространство» в данном проблемном дискурсе хотелось бы подойти с позиции концепции П. Бурдье. Выбранный мыслитель крайне интересен при применении его идей и концептов в проблемном поле социальности, медиа и человека. Социальное пространство состоит из социальных полей, в каждом из которых агент может занимать определенную позицию. П. Бурдье убежден, что социальный мир есть «мир в форме многомерного пространства сформированным совокупностью действующих свойств в рассматриваемом социальном универсуме, т. е. свойств, способных придавать его владельцу силу и власть в этом универсуме» [2; С. 15]. Более того, «через распределение свойств социальный мир объективно представляется как символическая система, пространство стилей жизни и статусных групп, характеризующихся различными стилями жизни» [2; С. 77]. Социальное пространство состоит из социальных полей, которые представляют собой «многомерное пространство позиций, в котором любая существующая позиция может быть определена, исходя из многомерной системы координат, значение которых коррелируют с соответствующими различными переменными» [2; С. 16]. С помощью субъекта реальность приходит к «статусу символической системы, которая организуется по типу системы феноменов в соответствии с логикой различения отдельных расхождений, а также заключающейся и в значимых различениях» [2; С. 25]. Иначе говоря, «социальное пространство и различия, которые проявляются в нем “спонтанно” стремятся функционировать символически как пространство стилей жизни» [2; С. 25]. Важнейшим понятием концепции социального пространства П. Бурдье является понятие габитуса. Габитус – это «система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления» [2; С. 12]. Используя прошлое, габитус апеллирует к «проверенным» практикам, схемам, которые позволяют человеку ориентироваться в © Чекулаев С. В., 2016 г.