primary logosecondary logo

Актуальные проблемы исследований адаптации персонала (на примере top employers institute)

?
УДК 364-785.14
Д.С. Шестаков
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
(НА ПРИМЕРЕ TOP EMPLOYERS INSTITUTE)

1

Адаптация персонала - это достаточно серьезный процесс, который должен быть применен в каждой
организации. Адаптация требует тщательного планирования, выбора конкретных мероприятий,
сроков и участников процесса адаптации, которые связаны с особенностями организации.
Ключевые слова: адаптация, адаптация персонала, тенденции адаптации персонала.

Адаптация персонала – это процесс ознакомления и приспособления работников к
трудовой деятельности и социальной среде организации. За последние годы значимость
процесса адаптации возросла. Компании и предприятия понимают, что высокий уровень
вовлеченности в процесс адаптации обеспечивает более качественный опыт и высокие
результаты работы компании в целом.
Преимущества создания программы очевидны как для сотрудников, так и для
компании. Обучая новых специалистов, работодатель дает им не только нужные навыки, но
и знания о том, как работает организация. В результате сотрудники лучше понимают бизнес
и его потребности.
Top Employers Institute – институт, который проводит исследования различных
компаний с целью выявления недостатков и преимуществ, связанных с трудоустройством. В
начале 2016 года этот институт провел исследование адаптационных тенденций. В отчете
исследования обозначаются лучшие тенденции, благодаря которым адаптация превращается
в реальный процесс:
1. Переход от мероприятия к процессу.
Раньше мероприятия по адаптации проходили в течение двух-трех дней с момента
трудоустройства. Новые же исследования указывают, что теперь адаптация начинается еще
на фазе рекрутинга и продолжается от трех до шести месяцев (максимальный срок - год).
Она включает в себя профессиональное обучение, знакомство с HR-политикой (кадровая
служба) и процедурами. Особое внимание уделяется внутренним связям. 92% компаний из
Великобритании, участвовавших в опросе проводят оценку после найма, 77% организуют
общение посредством внутренних социальных сетей, а 75%, назначают новым сотрудникам
помощников из числа коллег. Исходя из важности появления в организации института
помощников (наставников) новых сотрудников эксперт Валерий Разгуляев выделяет
следующие черты работника занимающегося подобной вспомогательной деятельностью, его
так сказать «черты и качества» [3]:
 желание быть наставником или куратором,
 наличие опыта работы,
 лояльность к организации,
 терпимость к ошибкам,
 спокойствие и тактичность,
 организованность.
«Обычно наставников и кураторов дополнительно учат тому, как надо слушать
собеседника, излагать материал, быть наблюдательным, а кроме этого стимулируют: как
материально – давая надбавку за дополнительную нагрузку, так и нематериально – давая
статус наставника, возможно позволяющий переходить на руководящую должность. Что
самое интересное – при наличии наставника или куратора, отвлечение ресурсов на обучение
новичка оказывается меньше, нежели в ситуации, когда новый сотрудник сам задаёт вопросы
всем окружающим» [3].
2. Появление многофункциональных программ.
© Шестаков Д.С., 2016 г.