УДК 364-785.14 Д.С. Шестаков АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ TOP EMPLOYERS INSTITUTE) 1 Адаптация персонала - это достаточно серьезный процесс, который должен быть применен в каждой организации. Адаптация требует тщательного планирования, выбора конкретных мероприятий, сроков и участников процесса адаптации, которые связаны с особенностями организации. Ключевые слова: адаптация, адаптация персонала, тенденции адаптации персонала. Адаптация персонала – это процесс ознакомления и приспособления работников к трудовой деятельности и социальной среде организации. За последние годы значимость процесса адаптации возросла. Компании и предприятия понимают, что высокий уровень вовлеченности в процесс адаптации обеспечивает более качественный опыт и высокие результаты работы компании в целом. Преимущества создания программы очевидны как для сотрудников, так и для компании. Обучая новых специалистов, работодатель дает им не только нужные навыки, но и знания о том, как работает организация. В результате сотрудники лучше понимают бизнес и его потребности. Top Employers Institute – институт, который проводит исследования различных компаний с целью выявления недостатков и преимуществ, связанных с трудоустройством. В начале 2016 года этот институт провел исследование адаптационных тенденций. В отчете исследования обозначаются лучшие тенденции, благодаря которым адаптация превращается в реальный процесс: 1. Переход от мероприятия к процессу. Раньше мероприятия по адаптации проходили в течение двух-трех дней с момента трудоустройства. Новые же исследования указывают, что теперь адаптация начинается еще на фазе рекрутинга и продолжается от трех до шести месяцев (максимальный срок - год). Она включает в себя профессиональное обучение, знакомство с HR-политикой (кадровая служба) и процедурами. Особое внимание уделяется внутренним связям. 92% компаний из Великобритании, участвовавших в опросе проводят оценку после найма, 77% организуют общение посредством внутренних социальных сетей, а 75%, назначают новым сотрудникам помощников из числа коллег. Исходя из важности появления в организации института помощников (наставников) новых сотрудников эксперт Валерий Разгуляев выделяет следующие черты работника занимающегося подобной вспомогательной деятельностью, его так сказать «черты и качества» [3]: желание быть наставником или куратором, наличие опыта работы, лояльность к организации, терпимость к ошибкам, спокойствие и тактичность, организованность. «Обычно наставников и кураторов дополнительно учат тому, как надо слушать собеседника, излагать материал, быть наблюдательным, а кроме этого стимулируют: как материально – давая надбавку за дополнительную нагрузку, так и нематериально – давая статус наставника, возможно позволяющий переходить на руководящую должность. Что самое интересное – при наличии наставника или куратора, отвлечение ресурсов на обучение новичка оказывается меньше, нежели в ситуации, когда новый сотрудник сам задаёт вопросы всем окружающим» [3]. 2. Появление многофункциональных программ. © Шестаков Д.С., 2016 г.