УДК 37.018.11 К.А. Беляева ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЬЯХ 1 В статье обосновывается актуальность проблемы повышения родительской компетентности. Представлены результаты авторского исследования, которые позволили выявить субъективную оценку собственной родительской компетентности и потребность в получении информации, способствующей повышению социально-педагогической грамотности родителей. Ключевые слова: семья, семейное воспитание, родительство. Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказывается на особенностях личности её членов, и в первую очередь детей. Существует большое количество причин, которые способствуют возникновению отклонений в развитии личности ребёнка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые (вольно или невольно) допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми, забывая о том, что эти взаимоотношения всегда имеют воспитательный характер, и, так или иначе, влияют на их детско-родительские отношения [1, С. 145]. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Именно родители – это первые педагоги для ребенка, они являются основными трансляторами социальных и культурных ценностей ребенку, закладывают основу для его нравственного, интеллектуального и физического развития. Они формируют характер ребенка, особенности его взаимоотношений с окружающими людьми и предопределяют его будущую жизнь. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры (культуры родительства, коммуникативной, сексуальной культуры и прочих ее компонентов) в среднестатистической российской семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождает многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения [1]. Поэтому готовность семьи к воспитанию ребенка, их уровень психолого-социально-педагогической культуры имеют огромное значение. Культуру родителей нередко выделяют как один из компонентов воспитательного потенциала семьи, при этом культура родителей изначально рассматривается как «педагогическая», но определяют ее по-разному. С одной стороны, считается, что педагогическая культура – это уровень усвоения человеком знаний, необходимых для воспитания ребенка, с другой – реализация этих знаний, опыта в непосредственной деятельности. В кратком словаре «Семейное воспитание» культура родительства определяется как «основа собственно педагогической деятельности отца и матери, которая помогает избежать ошибок в воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях» [2, С. 116-117]. В статье словаря также описаны компоненты, составляющие педагогической культуры родителей: 1. Аксиологический компонент, показывающий любовь родителей по отношению к детям и значимость родительства для них. 2. Гносеологический (когнитивный) компонент, который содержит в себе комплекс знаний родителей из разных областей знаний (социологии, медицины, права, физиологии, психологии детей), в том числе знания о целях, средствах и последствиях педагогической деятельности. 3. Операциональный компонент – родителям необходимо обладать определенными умениями для успешного осознанного применения методов, приемов, форм воспитания, обучения и материального обеспечения ребенка, иначе иметь собственный стиль воспитания ребенка. © Беляева К.А., 2016 г.