primary logosecondary logo

Тенденции развития современной российской семьи положительные и негативные последствия

?
Дата публикации: 
2016
В открытом доступе

Comments

Вопросы:
1. Какое будущее ждет российскую семью в результате действия рассматриваемых Вами тенденций?
2. Можно ли выделить региональные особенности действия рассматриваемых Вами тенденций изменения семьи?

1. Однозначного ответа тут нет. Можно лишь с уверенность сказать, что будущие российские семьи значительно будут отличаться от семей прошлых лет, и изменения происходят со стремительной скоростью. Если уже сейчас муж,- это не всегда глава семьи, жена - это не только главная по дому; на первый план часто выходит работа, карьерный рост и прочее. Дети становятся самостоятельными, независимыми от родителей личностями гораздо в более раннем возрасте, нежели раньше. Гражданские браки (а также другие формы брака) с каждым годом набирают обороты и, предполагаю, эта статистика будет лишь расти, потому что обеим сторонам - это выгодно.
На первый взгляд можно сказать, что всё это сломает семью как институт и как малую группу, но(!), с другой стороны, я считаю, что российская семья подстраивается под мир в целом, который с каждым годом изменяется, прогрессирует, трансформируется.
Резюмируя вышесказанное, предположу, что будущее у семьи есть, люди, состоящие в ней будут счастливы, но уже не по тем причинам, что раньше.

2. Да, можно. Например, в Пермском Крае в последние годы активно развивается поддержка многодетных семей (в первую очередь со стороны Государства).
Если говорить о количестве разводов, то в Пермском Крае в 2016 году он (примерно) составляет 85% (по данным статистической службы, за январь-март этого года в городе было зарегистрировано 1350 браков и 1150 разводов. В расчете на 100 образовавшихся браков приходится 85 расторгнутых.)
Если говорить о численности населения, то в Перми увеличился естественный прирост населения (в I квартале 2016 года в городе зарегистрировано 3748 родившихся и 3076 умерших. В результате в городе сложился естественный прирост населения 672 человека (в январе -марте 2015 года прирост составлял 199 человек).
Если говорить о возрастании межнациональных браках, то в Перми это также можно проследить по тому, что миграционный прирост составил 898 человек (в январе-марте 2015 года – 179 человек). Число прибывших увеличилось на 5,3%, а поток выбывших снизился на 8,5%.

1) Как специалисты в области социологии семьи оценивают тенденции в области изменения содержания ее функций?
2) Например, некоторые сейчас отмечают тенденцию "перекладывания" родителями воспитательной функции на другие институты (образование и т.п.)? Есть ли какие-то исследования и экспертные оценки в данной области?

1. Про трансформацию функций, к сожалению, я конкретно ответить Вам не смогу, но могу лишь с уверенностью сказать, что содержание функций значительно изменилось, а, точнее, социологи отмечают, что они поменялись местами. Например, функция воспроизводства населения явно ослабла, если сравнивать с прошлыми годами (как во всем мире, так и, в особенности, в России). Функция социализации также изменилась (частичный ответ "почему?" есть в комментариях на второй Ваш вопрос).
В настоящий момент, функция удовлетворения потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании выходит на первые планы.
Однако семья как маленькая ячейка общества всегда будет занимать особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Разумеется, функции семьи будут меняться, будет увеличиваться число форм семьи, вероятно и увеличение семей, где пары ведут совместную жизнь без вступления в официальный брак.

2. По поводу экспертных оценок, то многие социологи отмечают, что родители действительно стали меньше уделять времени на ребенка (в плане воспитания). Это связанно с тем, что женщина (мама) в наше время также, как и муж строит свою карьеру (раньше, как правило, женщина всё свое время уделяла воспитанию ребенка и домашнему очагу).
Что касается исследований, то в пример могу лишь привести исследование зарубежных социологов из Университета штата Флориды. Результатом многолетней работы стал вывод: на умственные навыки влияет генетика, а не воспитание. Впрочем, исследователи отмечают, что прекращать заниматься с ребёнком всё же не стоит. Особенности семейного воспитания мало влияют на то, каким будет интеллект у ребёнка, когда он вырастет. Основное влияние оказывает генетика. То есть, у родителей с развитым интеллектом ребёнок с такими же способностями появится с большей вероятностью. При этом Кевин Бивер подчёркивает: это вовсе не означает, что родители не должны заниматься со своими детьми. «Однако то, как вы растите ребёнка, не окажет значимого эффекта на его интеллект», – подчеркнул профессор.
Стоит отметить, что учёные изучали именно интеллект, а не образованность. Интеллект позволяет человеку легче решать различные задачи, однако он бесполезен в случае недостаточного образования.

Надеюсь, что я хотя бы частично ответил на Ваш вопросы.