УДК 316.477 Е.А. Нечай СЕМЬЯ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: В РАКУРСЕ СТРУКТУРНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА 1 В статье анализируется процесс трансформации современной семьи. Делается акцент на взаимосвязи семейного воспитания и будущего выбора профессиональной деятельности молодым поколением. Подчеркивается, что такая взаимосвязь, в ракурсе трансформационных процессов внутри семьи, зачастую носит деструктивный характер. Продемонстрирована возможность применить концепцию функционализма для понимания причин негативного влияния модели современной семьи на формирование профессиональных планов молодежи. Ключевые слова: трансформация семьи, социокультурные изменения, профессиональные планы, молодежь, функционализм. Социальная реальность сегодняшнего дня характеризуется большим количеством социокультурных изменений. Процесс трансформации затронул все составляющие элементы общества, в том числе и семью. Семья, в свою очередь, является важнейшей частью жизни общества и отдельного человека. Основные изменения, которые переживает институт семьи: смена значимости различных жизненных ценностей, рост семей нуклеарного типа, повышение брачного возраста, и, что немаловажно, смена ролевого поведения в семье. В зависимости от отношений внутри семьи, от полноты выполнения социальных функций, ребенок формирует определенные взгляды на окружающий мир, совершает различные жизненные выборы. В частности, наиболее значимый этап в личностном росте молодежи – выбор будущей профессиональной деятельности. От качества данного выбора зависит будущее молодого человека, будущее его близких людей. Семья, в данном случае, может выступать как конструктивный, так и деструктивный фактор формирования жизненных и профессиональных планов. На фоне быстрого социокультурного прогресса, деструктивное влияние усилилось. Для того, чтобы минимизировать отрицательные последствия трансформации семьи, дать возможность ребенку объективно определить личные жизненные стратегии - важно понять причины негативного влияния данного социального института на формирование профессиональных планов подрастающего поколения. Проблема формирования жизненных целей молодежи является значимой и в контексте общественного развития в целом. Молодым людям после окончания школы, а затем университета, предстоит взять на себя обязанности конструирования будущего нашей страны. Для того, чтобы взаимодействие семьи и ребенка оставалось положительным и подросток мог корректно выстроить собственную жизнь, необходимо соблюдение ряда условий. В первую очередь, семья должна качественно выполнять свои базовые функции, от этого зависит процесс воспитания и социализации ребенка. Кроме того, не менее важно сбалансированное распределение ролей в семейной жизни, внутренний баланс семьи оказывает воздействие на восприятие молодым человеком окружающей среды. Эти идеи отражены в структурно-функциональном подходе Т. Парсонса, далее мы рассмотрим его детальнее. Следует подчеркнуть, что исследованием семьи занимались множество российских и зарубежных мыслителей. Семья с точки зрения основного социализирующего фактора в обществе рассматривалась в работах Т. Гоббса, Ф. Бэкона, В. Розанова, Н. Бердяева. Более детально затрагивают аспект преобразования традиционной семьи: И. Дементьева, Н. Аристова, В. Попова и др. Существует большое количество современных исследований в ракурсе влияния семьи на молодое поколение. И. А. Крапивка [3] анализирует взаимоотношения семьи и ребенка, © Нечай Е.А., 2016 г.