УДК 351 Ю.Ю. Нургалиева ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 1 В статье обозначены проблемы современного института семьи и степень модернизации семейной политики в стране. Изучаются проблемы государственного управления в сфере семейной политики через исследование законодательной базы и направленности социальных программ. Выделены методы повышения эффективности государственного управления в сфере семейной политики. Ключевые слова: традиционная семья, кризис семьи, семейная политика, проблемы государственного управления. В ежегодных докладах Правительства отмечается необходимость укрепления института семьи в современном российском обществе. Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. По данным Росстата, для 70% россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для жизни целей. Семейная политика РФ реализуется в рамках социальной политики, объектом управления которой является институт семьи. Стоит отметить, что особый акцент уделяется следующим категориям: многодетные семьи, неполные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, молодые семьи. В последнее время в сфере государственной политики наблюдается тенденция формирования установки на увеличение многодетных семей, что свидетельствует о популяризации статуса многодетности. В настоящее время семья как институт претерпевает кризис: с 2011 года наблюдается постоянное сокращение уровня браков в стране, в 2015 году уровень брачности сократился на 6% по сравнению с 2014 годом (с 1225985 в 2014 году до 1161068 в 2015 году) [1]. С другой стороны, меры демографической политики 2006-2015 гг. улучшили демографические показатели в стране. Уровень рождаемости вырос на 15%, по вторым рождениям на 17,5%, по третьим — на 26,3%. В 2011 году впервые за последние 12 лет отмечено не падение, а рост численности детского населения. Однако, данные демографические меры слабо повлияли на современное состояние института семьи в целом. Общее число семей между переписями населения в 2002 и 2010 годов сократилось на 2,4% и составило 40 млн.665 тыс.579 семей. При этом темпы сокращения числа семей растут. Растет число бездетных семей, каждая третья семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 года, количество бездетных семей выросло на 7,4% [2]. Безусловно, современная трансформация института семьи сопровождается модернизацией семейной политики РФ, но темпы совершенствования политики незначительны. В этом и заключается проблема современной семейной политики, которая как самостоятельное направление в сфере социальной политики появилась в начале 2000х годов, в то время как в ряде западных стран данное направление социальной политики уже развивалось несколько десятилетий и представляло собой централизованную политику в данной сфере. Цель данной работы: исследовать проблемы государственного (муниципального) управления в сфере семейной политики. Основу реализации семейной политики составляет законодательство РФ. Успешная реализация семейной политики напрямую зависит от степени модернизации законодательства. В настоящее время основу государственной семейной политики РФ составляют: Семейный кодекс РФ от 29.12. 1995 №223-ФЗ; Нормативные правовые акты (Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ №1075 © Нургалиева Ю.Ю., 2016 г.