primary logosecondary logo

Проблемы государственного управления в сфере семейной политики как фактор формирования человеческого потенциала

УДК 351
Ю.Ю. Нургалиева
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

1

В статье обозначены проблемы современного института семьи и степень модернизации семейной
политики в стране. Изучаются проблемы государственного управления в сфере семейной политики
через исследование законодательной базы и направленности социальных программ. Выделены
методы повышения эффективности государственного управления в сфере семейной политики.
Ключевые слова: традиционная семья, кризис семьи, семейная политика, проблемы государственного
управления.

В ежегодных докладах Правительства отмечается необходимость укрепления
института семьи в современном российском обществе.
Семья является базовым
фундаментальным условием функционирования российского общества. 89% россиян
предпочитают семейный образ жизни. По данным Росстата, для 70% россиян семья и
регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для жизни целей. Семейная политика
РФ реализуется в рамках социальной политики, объектом управления которой является
институт семьи. Стоит отметить, что особый акцент уделяется следующим категориям:
многодетные семьи, неполные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, молодые
семьи. В последнее время в сфере государственной политики наблюдается тенденция
формирования установки на увеличение многодетных семей, что свидетельствует о
популяризации статуса многодетности.
В настоящее время семья как институт претерпевает кризис: с 2011 года наблюдается
постоянное сокращение уровня браков в стране, в 2015 году уровень брачности сократился
на 6% по сравнению с 2014 годом (с 1225985 в 2014 году до 1161068 в 2015 году) [1]. С
другой стороны, меры демографической политики 2006-2015 гг. улучшили демографические
показатели в стране. Уровень рождаемости вырос на 15%, по вторым рождениям на 17,5%, по
третьим — на 26,3%. В 2011 году впервые за последние 12 лет отмечено не падение, а рост
численности детского населения. Однако, данные демографические меры слабо повлияли на
современное состояние института семьи в целом. Общее число семей между переписями
населения в 2002 и 2010 годов сократилось на 2,4% и составило 40 млн.665 тыс.579 семей.
При этом темпы сокращения числа семей растут. Растет число бездетных семей, каждая
третья семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 года,
количество бездетных семей выросло на 7,4% [2].
Безусловно, современная трансформация института семьи сопровождается
модернизацией семейной политики РФ, но темпы совершенствования политики
незначительны. В этом и заключается проблема современной семейной политики, которая
как самостоятельное направление в сфере социальной политики появилась в начале 2000х
годов, в то время как в ряде западных стран данное направление социальной политики уже
развивалось несколько десятилетий и представляло собой централизованную политику в
данной сфере.
Цель данной работы: исследовать проблемы государственного (муниципального)
управления в сфере семейной политики.
Основу реализации семейной политики составляет законодательство РФ. Успешная
реализация семейной политики напрямую зависит от степени модернизации
законодательства. В настоящее время основу государственной семейной политики РФ
составляют:
 Семейный кодекс РФ от 29.12. 1995 №223-ФЗ;
 Нормативные правовые акты (Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ №1075
© Нургалиева Ю.Ю., 2016 г.