УДК 316.35 С.Б. Абрамова, Т.С. Швецова ФАКТОРЫ И МОДЕЛИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ УЧЕНОГО 1 Статья посвящена вопросам изменения роли науки в современном обществе. Рассматривается система факторов, определяющих выбор профессии ученого. Предлагаются две обобщенные модели выбора научной деятельности. На основе результатов исследования демонстрируются основные характеристики модели выбора профессии молодыми учеными. Ключевые слова: ученые, выбор профессии, призвание. В настоящее время наука претерпевает не только содержательные изменения, но и изменение форм своего существования, функций, а также главного субъекта научной деятельности – ученого, его положения, роли и взглядов. Наука перестает быть отдельным звеном культуры, образования, она активно включается во все сферы общества. В результате этого процесса происходит смена образа ученого как представителя этого социального института, трансформируются представления об ученом и науке в целом, изменяются факторы выбора данной профессии. Но и сама российская наука отлична от той модели, которой придерживалась в недавнем прошлом. Наука все больше основывается на взаимовыгодных отношениях, экономической эффективности, на принципах успешности, актуализируется парадигма «наука ради денег». Изучая российского ученого, мы обратили внимание на некоторые противоречия. Вопервых, на теоретическом уровне присутствует ситуация, когда термин «ученый» является часто употребляемым, находится в активном повседневном и научном словаре, однако не имеет однозначного определения, зачастую синонимичен категориям «научный работник», «доктор наук» и т.д. Во-вторых, социологическая амбивалентность, о которой говорит Р.Мертон, создает ситуацию выбора перед ученым, когда ожидания оптимального поведения (в рамках «этоса науки») противоречивы, и он сталкивается с необходимостью индивидуального самоопределения модели поведения на профессиональном уровне. Это противоречие усиливается проблемами самоидентичности современной молодежи: если раньше профессия ученого ассоциировалась с реализацией призвания и полной самоотдачей, «саморастворением» в этой деятельности, то сейчас происходят процессы частичной идентификации. Как отмечает О. И. Пименова, молодежь может выбирать тактики и стратегии, приводящие к формированию идеальной, номинальной, виртуальной, фрагментарной, мозаичной, диффузной идентичности, к проблемам баланса идентичностей в структуре личности [4, С. 284]. В-третьих, еще об одном важном противоречии говорит И.П. Попова [5]. На теоретическом уровне признается важная роль науки как особой социальной подсистемы в поддержании безопасности страны в целом, на практике же падение бюджетного финансирования науки определило ситуацию статусной рассогласованности в положении ученых. В это переходное время появляется особый исследовательский интерес к выявлению факторов выбора профессии ученого. Как изменились эти факторы по сравнению с более ранними поколениями ученых? Что можно сделать, чтобы привлекать в науку необходимые молодые кадры? В качестве факторов необходимо рассматривать, как некоторые внешние условия социальной среды, которые влияют на выбор профессии ученого, так и внутренние личностные детерминанты, мотивы, и на основе этих двух осей появляется модель системы факторов выбора профессии ученого. Факторы выбора профессии в предлагаемом подходе делятся на 3 больших группы: микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы. К микрофакторам относятся психологические детерминанты, связанные с уровнем интеллекта, творчества, чертами характера. На основе исследований взаимосвязи уровня интеллекта и успешности в научной сфере интеллект был © Абрамова С.Б., Швецова Т.С., 2016 г.