УДК 378 А.И. Артюхина ПЕДАГОГИКА В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВРАЧЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРДИНАТУРЕ 1 В статье рассматриваются проблемы обучения врачей педагогике, выявления иерархии образовательных потребностей в аспекте непрерывного медицинского образования. Обсуждается формирование универсальных компетенций посредством интерактивных технологий у врачей, обучающихся в ординатуре. Обобщается опыт курса педагогики и образовательных технологий Волгоградского государственного медицинского университета в преподавании педагогики в ординатуре. Ключевые слова: универсальные компетенции, непрерывное медицинское образование. Повышение качества подготовки врачей отнесено Министерством здравоохранения Российской Федерации к числу пяти направлений, на которые планируется в ближайшие два-три года обратить особое внимание (организационное, методическое, финансовое) и реализация которых позволит улучшить доступность, качество медицинской помощи, демографическую ситуацию в стране. Совершенствуется подготовка на всех уровнях обучения врачей, в том числе и в ординатуре. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ первичная специализация врачей в ординатуре рассматривается как ступень последипломного высшего образования, для обучающихся врачей по каждой специальности разработан соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Причём вне зависимости от направления профессиональной подготовки ординаторы должны освоить за годы учёбы универсальные компетенции, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Очевидно, что в формировании универсальных компетенций должны участвовать преподаватели всех кафедр, обучающих дисциплинам согласно учебного плана. Однако ведущую роль в процессе формировании универсальных компетенций следует отвести дисциплине «Педагогика», поскольку такие компетенции как: готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2) готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по программам дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3) прямо указывают на значимость педагогического знания в их освоении. В имеющихся исследованиях о роли педагогики на этапе последипломного обучения врачей не затрагивается обучение ординаторов по новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования [2]. Цель настоящей работы заключается в обобщении опыта курса педагогики и образовательных технологий Волгоградского государственного медицинского университета в преподавании дисциплины «Педагогика» в ординатуре. Проблемы обучения врачей педагогике можно представить следующим образом: отбор и обоснование содержания и педагогических технологий и исходно низкая мотивация обучающихся. В дидактической системе дисциплины «Педагогика» мы исходно определили системообразующим компонентом непрерывное медицинское образование. Тогда понимание педагогики углублялось, и она воспринималась ординаторами не только как необходимый © Артюхина А.И., 2016 г.