УДК 37.032 И.С. Ватунский, Е.В. Каргаполова КНИГА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (ПО ИТОГАМ КОНКРЕТНОГО 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) В статье на основе результатов социологического исследования студентов Астрахани анализируются проблемы формирования личности современного студента под влиянием книги. Ключевые слова: книга, художественная литература, студент, личность. Детский сад, школа, вуз…. На каждом из этапов нашей жизни мы не только получаем все необходимые навыки и знания, но так же формируем личность, индивидуальный характер. Регулировать этот довольно сложный процесс можно различными способами на разных этапах. Огромное количество факторов, от цвета перил на лестнице до положения образовательного учреждения в международных рейтингах, могут повлиять на будущее студента. И это касается только образовательных учреждений, а ведь существуют ещё очень много обстоятельств, при которых формируется характер человека. Ими могут оказаться финансовое положение и духовное развитие родителей, соседи по парте или в доме и т. д. Список можно продолжать бесконечно, ведь на тему формирования характера написано немало книг и статей. В этой статье мы рассмотрим, как художественная литература формирует личность, индивидуальный характер современного студента. В феврале 2016 г. было проведёно конкретное социологическое исследование «Круг чтения художественной литературы учащихся Нижнего Поволжья» методом анкетирования (разработчики инструментария: д. с. н., профессор кафедры «Философия, социология и лингвистика» Астраханского государственного архитектурно-строительного университета Е. В. Каргаполова и д. с. н., профессор кафедры «История, культура и социология» Волгоградского государственного технического университета Н. В. Дулина). Опрошена студенческая молодежь Астраханского государственного архитектурно-строительного университета очного и заочного отделений (N=432, 42,2 % юношей и 55,8% девушек); подавляющее большинство (66,3 %) в выборке – «технари», 21,4% – представители социально-экономической специализации, 4,6 % – гуманитарии, 1,4 % – представители естественнонаучной специализации и 6,3 % не указали свою специализацию. Массив полученных данных обработан с использованием программного комплекса «Vortex» [первые результаты представлены: 4, 5]. При анализе ответов на вопрос «С какими целями и как часто Вы читаете произведения художественной литературы?» видно, что студенты больше читают в основном не реже одного раза в неделю. К сожалению, прошли те времена, когда чтение художественной литературы было одним из основных способов проведение досуга. Как отмечают М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, «традиционно в СССР в формировании идейного облика молодежи большую роль играла художественная литература... По оценкам статистических служб, в 1981 г. домашние библиотеки в совокупности насчитывали более 30 млрд томов книг, в то время как совокупный фонд всех общественных библиотек составлял 4,7 млрд экземпляров. Среднее число книг в домашних библиотеках семей, где жили представители молодежи (или в молодых семьях) в возрасте до 30 лет, в расчете на одну семью в 1986 г. составляло 260 [3, С. 24–25]. Табл. 1. Ответы респондентов на вопрос «С какими целями и как часто Вы читаете произведения художественной литературы?» (% от ответивших) Варианты ответа Для саморазвития Для подготовки к учебным Для информации И.С. Ватунский, Е В. Каргаполова, 2016 г. Для познания окружающе Для досуга, отдыха и развлечения Для самообразования Для удовольствия