primary logosecondary logo

Книга как средство формирования личности современного студента (по итогам конкретного социологического исследования)

УДК 37.032
И.С. Ватунский, Е.В. Каргаполова
КНИГА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (ПО ИТОГАМ КОНКРЕТНОГО
1
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
В статье на основе результатов социологического исследования студентов Астрахани анализируются
проблемы формирования личности современного студента под влиянием книги.
Ключевые слова: книга, художественная литература, студент, личность.

Детский сад, школа, вуз…. На каждом из этапов нашей жизни мы не только получаем
все необходимые навыки и знания, но так же формируем личность, индивидуальный
характер. Регулировать этот довольно сложный процесс можно различными способами на
разных этапах. Огромное количество факторов, от цвета перил на лестнице до положения
образовательного учреждения в международных рейтингах, могут повлиять на будущее
студента. И это касается только образовательных учреждений, а ведь существуют ещё очень
много обстоятельств, при которых формируется характер человека. Ими могут оказаться
финансовое положение и духовное развитие родителей, соседи по парте или в доме и т. д.
Список можно продолжать бесконечно, ведь на тему формирования характера написано
немало книг и статей. В этой статье мы рассмотрим, как художественная литература
формирует личность, индивидуальный характер современного студента.
В феврале 2016 г. было проведёно конкретное социологическое исследование «Круг
чтения художественной литературы учащихся Нижнего Поволжья» методом анкетирования
(разработчики инструментария: д. с. н., профессор кафедры «Философия, социология и
лингвистика» Астраханского государственного архитектурно-строительного университета Е.
В. Каргаполова и д. с. н., профессор кафедры «История, культура и социология»
Волгоградского государственного технического университета Н. В. Дулина). Опрошена
студенческая молодежь Астраханского государственного архитектурно-строительного
университета очного и заочного отделений (N=432, 42,2 % юношей и 55,8% девушек);
подавляющее большинство (66,3 %) в выборке – «технари», 21,4% – представители
социально-экономической специализации, 4,6 % – гуманитарии, 1,4 % – представители
естественнонаучной специализации и 6,3 % не указали свою специализацию. Массив
полученных данных обработан с использованием программного комплекса «Vortex» [первые
результаты представлены: 4, 5].
При анализе ответов на вопрос «С какими целями и как часто Вы читаете
произведения художественной литературы?» видно, что студенты больше читают в
основном не реже одного раза в неделю. К сожалению, прошли те времена, когда чтение
художественной литературы было одним из основных способов проведение досуга. Как
отмечают М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, «традиционно в СССР в формировании идейного
облика молодежи большую роль играла художественная литература... По оценкам
статистических служб, в 1981 г. домашние библиотеки в совокупности насчитывали более 30
млрд томов книг, в то время как совокупный фонд всех общественных библиотек составлял
4,7 млрд экземпляров. Среднее число книг в домашних библиотеках семей, где жили
представители молодежи (или в молодых семьях) в возрасте до 30 лет, в расчете на одну
семью в 1986 г. составляло 260 [3, С. 24–25].
Табл. 1. Ответы респондентов на вопрос «С какими целями и как часто Вы читаете
произведения художественной литературы?» (% от ответивших)
Варианты
ответа

Для
саморазвития

Для
подготовки
к учебным

Для
информации

 И.С. Ватунский, Е В. Каргаполова, 2016 г.

Для
познания
окружающе

Для досуга,
отдыха и
развлечения

Для
самообразования

Для
удовольствия