УДК 378:004.416.6 Г.А. Гусарова ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АГРАРНОГО ВУЗА) 1 В статье рассмотрены некоторые тенденции развития профессионального образования в аграрном вузе, определены роль науки и практико-ориентированной подготовки будущих специалистов сельского хозяйства. Ключевые слова: наука, инновации, аграрно-промышленный комплекс, профессиональная подготовка, творчество. Мировая практика свидетельствует, что система образования активно участвует в формировании самого главного стратегического ресурса современного государства, который имеет решающее значение в формировании общества, основанного на знаниях. Как показывает опыт стран-лидеров, инвестиции в интеллектуальный или человеческий капитал – наиболее эффективный способ размещения финансовых ресурсов. С мая 2015 года Беларусь официально стала участником Болонского процесса, единого европейского образовательного пространства, поэтому неслучайно вопросы развития высшего образования стали предметом обсуждения на пятом Всебелорусском народном собрании, принявшем Программу социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 гг. В разделе «Рост качества и доступность образования» было подчеркнуто, что первоочередной задачей пятилетнего развития страны является совершенствование национальной системы образования путем повышения доступности и качества образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан. В качестве ключевых задач определены интеграция системы образования и отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, подготовка высококвалифицированных кадров. Сегодня БГСХА - ведущий вуз в системе национального аграрного образования, одно из лучших учебных заведений в СНГ, что в 2014 году подтверждено соответствующим Сертификатом. Академия имеет представительство в Совете по сотрудничеству в области образования стран-участниц СНГ, принята в Ассоциацию аграрных университетов Скандинавских и Балтийских стран. Она является единственным вузом Беларуси, который участвует в Программе Балтийского университета «Устойчивое развитие региона». БГСХА - крупный научно-исследовательский центр, в котором наряду с подготовкой специалистов высшей квалификации проводятся исследования, соответствующие основным приоритетным научным направлениям в республике. В 2010 году в структуре академии создано четыре научно-исследовательских института, а сам вуз в конце 2011 года одним из первых учебных заведений страны получил новый статус научной организации. На базе академии создана и успешно работает ассоциация «Аграрное образование, наука и производство», в которую, кроме собственных подразделений вуза, входит 26 колледжей страны. Подготовка научных кадров в академии имеет давние традиции и неразрывно связана с повседневным развитием всей сельскохозяйственной науки нашего государства. Традиции формирования научных школ, их связи с производством берут свое начало с момента образования Горы-Горецкой земледельческой школы в 1840 году (ныне Белорусская государственная сельскохозяйственная академия). Среди первых руководителей научных школ в области растениеводства были Б.А. Целинский, А.В. Советов, И.А. Стебут и др. В вузе велись многочисленные опыты по льну, желтой люцерне, клеверу, турнепсу, ржи, типам севооборотов, защите растений от болезней, выведению породы тонкорунных овец, приспособленных к климатическим условиям средней полосы России и дававших шерсть высокого качества. Широкое признание получила шерсть, произведенная на учебной ферме © Гусарова Г.А., 2016 г.