УДК 159.9.07 О.А. Доронцова, М.Ю. Бурыкина АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «АВТОНОМИЯ» 1 Процессы, происходящие в современном российском обществе, обуславливают особую актуальность проблемы автономии. Существование различных точек зрения на определение «автономии» обусловливает множественность переводов термина, многозначность толкования соответствующего научного понятия. В настоящей статье представлена систематизация научных знаний, концепций, подходов к понятию автономия. Ключевые слова: автономия, самостоятельность, самоуправление, саморегуляция, свобода. В настоящее время наблюдаются существенные изменения социальных ценностей и требований, предъявляемых обществом к своим гражданам. Внимание общества переносится на индивидуальность человека, его инициативность, самостоятельность. Способность к самостоятельной постановке и достижению целей, возможность принимать решения, управление и регуляция собственной деятельностью, поведением, эмоциями – такие требования общество выдвигает к современной личности; такие требования характеризуют личность, обладающую автономией. Проблемное поле значимости процесса формирования автономии раскрывается при решении многих задач в контексте разных направлений психологии. Исследованию автономии посвящены философские и психолого-педагогические работы. Великий философ И. Кант еще в XVIII веке утверждал, что автономия есть основание достоинства человека [4]. В зарубежной психологии автономию принято рассматривать в рамках различных психологических направлений. Одно из направлений – это рассмотрение автономии детей в свете отношений с родителями (П. Блос, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.). У источников обоснования автономии как эмансипации, отделении от родительского попечения стояла представитель психоаналитического подхода А.Фрейд. Она излагала развитие автономии как стремление детей разорвать привязанность с родителями; потеряв связь с родителями, ребенок становится ответственным за свои мысли, решения, поведение [10]. Другое направление – это обоснование автономии через определенную ступень или стадию развития личности (Э. Эриксон, Л. Стейнберг, С. Силверберг и др.). Начало узнавания предметов, возбуждающих интерес, желание достичь своей цели, а также развитием умения самостоятельно передвигаться, контролировать процессы, связанные с туалетом, способствует развитию автономии, или согласно Э. Эриксону - силы воли, самоконтроля и способности делать выбор. Если ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, и имеют место конфликты с взрослыми, то, это может привести к появлению чувства неуверенности, как в собственных силах, так и в своей автономии [13]. Проблематика автономии рассматривается и в рамках теории субъектности. В теории субъектности, разработанной Р. Харре, автономия предусматривает возможность человека отстраниться от воздействий окружающего, от точек зрения на которых строилось поведение до данного момента. Р. Харре утверждает, что для того чтобы человека можно было считать субъектом необходимо, чтобы он обладал определенной степенью автономии. Под автономией автор понимает, что поведение человека не полностью обусловлено окружающей средой [15]. Наиболее полно вопросы автономии отражены в теории самодетерминации (Э. Деси, Э. Скиннер, М. Тернер и др.). Э. Деси и Р. Райн понятия «автономия» и «самодетерминация» рассматривают как синонимы. По мнению авторов, автономия - это не просто одна из тенденций личности, но и универсальный критерий и механизм нормального развития, нарушение которого приводит к различным видам патологии развития. Теория самодетерминации ставит своей целью определение факторов, которые реализовывают © Доронцова О.А., Бурыкина М.Ю., 2016 г.