УДК 159.9:37.014.1 Т.А. Захаренко СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Превращение современного вуза в поликультурное образовательное пространство актуализирует проблему готовности педагога к работе в условиях неоднородной по этническому признаку образовательной среды. В работе (на результатах опроса преподавателей вуза Беларуси) проанализированы социально-психологические аспекты готовности педагога к работе с иностранными студентами, как фактора их успешной социокультурной интеграции в новую образовательную среду. Ключевые слова: социокультурная интеграция; поликультурная образовательная среда; профессиональная готовность педагога. Одним из приоритетов государственной образовательной политики Республики Беларусь является стимулирование притока в нашу страну иностранных граждан для получения образования. Следовательно, актуальной становится проблема создания условий поддерживающей образовательной среды для иностранных студентов, способствующей органичному «вплетению», то есть социокультурной интеграции, данной категории обучаемых в систему вуза. Уточним, что социокультурная интеграция – это взаимный процесс объединения учащихся, существенно отличающихся по этнокультурным признакам, и преподавателей в целостное сообщество, основанное на общих целях и ценностях [3, с.178]. Существуют разные подходы к определению готовности педагогов к работе в условиях полиэтнического образования. А.В. Петроченко выделяет следующие компоненты профессиональной готовности педагога к работе в условиях неоднородной по этническому признаку образовательной среды, подчеркивая их значение для социокультурной интеграции иностранных студентов: психологическую готовность (позитивное восприятие иностранных студентов и полиэтнического состава учебных групп; осознание необходимости реализации личностно-ориентированного подхода при работе со студентами-иностранцами); этнопедагогическую готовность (знание и понимание особенностей культуры разных народов и их значения для организации образовательного процесса); методическую готовность (владение методическими приемами учебной и воспитательной работы со студентами-иностранцами) [3, с.179]. Л. Кузнецова, делает акцент на необходимости обеспечения положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, на создании адаптивного образовательного пространства как базисных условиях социокультурной интеграции [2, с.759]. Именно с учётом этих позиций мы пришли к выводу, что готовность педагога к работе в неоднородной образовательной среде облегчает интеграцию иностранных граждан, создает необходимый фон позитивного взаимодействия субъектов педагогического процесса, способствует снижению степени напряжённости полиэтнического пространства учреждения образования. Эмпирической базой исследования выступили результаты анкетного опроса преподавателей Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (объем выборки – 52 человека, из них 12% – мужчины и 88% – женщины), имеющих опыт работы (от 2-х до 10 лет) с иностранными студентами. Большинство педагогов (74 %) положительно относятся к приезду иностранных граждан в Республику Беларусь с целью получения образования и видят в этом следующие преимущества: «дополнительный приток денежных средств в вуз», «повышение конкурентоспособности и престижа вуза на рынке образовательных услуг», «этническое и культурное разнообразие как положительный фактор формирования личности», «повышение престижа страны на международном уровне». Ни один из участвовавших в опросе педагогов не выразил отрицательного отношения к тому обстоятельству, что с целью обучения к нам в страну приезжают иностранные граждане, что говорит о личностной толерантности,