УДК 316.752 Е.М. Коробкина ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ 1 Статья посвящена проблеме трансформации образования как ценности. Были проанализированы социологические исследования, посвящённые проблемам ценностей и ценностных ориентаций студентов, обозначена тенденция снижения уровня значимости образования как терминальной ценности. Сделан вывод о преобладании образования как инструментальной ценности над терминальной: студенты рассматривают образование не как источник получения знаний, а как средство достижения наиболее важных для них целей. Ключевые слова: ценности, терминальные и инструментальные ценности, образование, студенческая молодёжь. Будущее нашей страны в немалой степени определяется уровнем образования подрастающего поколения: молодёжь представляет собой то самое поколение, которое является источником пополнения числа работников умственного и физического труда, оно займёт место основной интеллектуальной и производительной силы. Образование как социальный институт является агентом социализации, следовательно, оказывает влияние на изменение уже сформировавшихся ценностных ориентаций или даже появление новых. Проблема ценностных ориентаций современной молодёжи очень актуальна, особенно если речь идет о студенческой молодёжи. Российские учёные активно работают над изучением изменений в личности современных студентов. Студенчество рассматривается как инициатор нововведений, ценностные ориентации которого в будущем повлияют на перспективы развития общества. Именно в период студенческой жизни у индивидов происходит формирование навыков и путей достижения поставленных целей: это этап бурных изменений в самосознании индивида, когда он сталкивается с проблемой выбора своей будущей профессиональной деятельности. Соответственно, повышается уровень значимости высшего образования: обучение в вузе и его окончание является важнейшим шагом на пути к будущему каждого индивида, особенно для его успешного позиционирования на рынке труда, но далеко не все студенты ставят своей целью получить знания. В современном обществе образование значимо в единстве двух его сторон – как терминальной и инструментальной ценности. Данная классификация разделения ценностей была предложена М. Рокичем [1]. Терминальные ценности представляют собой самоцель, а инструментальные ценности выступают в качестве инструмента, используемого индивидами для достижения своих наиболее важных целей. Сейчас всё больше нарастает тенденция к восприятию образования студентами лишь как средства для достижения других целей, что позволяет сделать вывод об инструментальном характере образования как ценностной ориентации. Проблема заключается в противоречии между необходимостью сохранения стремления к получению непосредственно знаний и желанием использования образования в качестве инструмента для достижения своих более важных целей. Образование рассматривается как средство и лишь затем как способ приобретения знаний. Молодёжь стремится получить то образование, которое поможет добиться успеха в жизни, стать на шаг ближе к своей цели. Исследования, проведённые Институтом социальных и национальных проблем и Институтом социологии РАН в 1997 и 2007 годах, показали, что стремление получить хорошее образование являлось актуальным как в кризисный, так и в послекризисный периоды нашей страны [4, С. 124]. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представленным в 2013 году, можно сделать вывод, что образование играет важную роль в жизни людей: 72% опрошенных считают высшее © Коробкина Е.М., 2016 г.