УДК 378,373 Е.П. Паршакова СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 1 В статье рассматривается проблема гендерного подхода в педагогике. Анализируется роль образования в гендерной социализации подрастающего поколения. Акцент в статье сделан на наличии гендерных стереотипов в образовании, закрепленных в представлениях о мужчинах и женщинах, которые передаются молодежи. Эти представления находят свое выражение в существовании «скрытого учебного плана», который имеет значение в процессе становления гендерной идентичности индивида. Ключевые слова: гендерная социализация, образование, скрытый учебный план. В настоящее время гендерные исследования становятся все более популярным направлением в науке, при этом тематика гендерной социализации и гендерного подхода в педагогике является недостаточно освещенной. Педагогика на современном этапе развития российского общества ставит перед собой задачу всестороннего развития личности ребенка, проблемы становления которой не могут рассматриваться вне половых особенностей. Так в 1987 году Н.Н. Куинджи говорил, что «нормальная личность формируется на базе конкретной половой принадлежности» [1, С. 56]. В учебных заведениях гендерная социализация проявляется и как сознательное воспитание педагогов, и как бессознательное усвоение принятых в существующей социокультурной среде гендерных норм и ценностей, моделей поведения, соответствующих мужскому и женскому поведению. Образование вместе с семьей являются важнейшими социальными институтами, выполняющими функцию социализации в обществе, в частности и гендерной социализации. Одним из достижений прогресса в социальной сфере современных государств является равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни, в т.ч. в образовании. Российская действительность в данном случае не является идеальным примером, существуют проблемы, хотя необходимо признать, что в сфере образования неравенство проявляется меньше чем в политике и в экономике: «В школах и университетах мы узнаем, кто важен для общества, а кто – нет, кто повлиял на ход истории, на развитие науки, искусства, литературы и социальной организации, какие возможности и какая ответственность существует для разных людей в обществе. Образовательные учреждения наряду с остальными агентами социализации определяют наши идентичности, а также имеющиеся у нас возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли, встраивают в нас модель «нормальной» жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции» [2, С. 95]. На протяжении всего процесса получения образования, начиная с дошкольного, учреждения и взаимоотношения в них транслируют уже существующие в обществе гендерные нормы. Женщины предстают в подчиненном, зависимом, почтительном и не стремящемся к достижениям положении, мужчины в доминирующем и независимом положении. Основная проблема заключается в том, что процесс гендерной социализации в образовательных учреждениях зачастую не является намеренным, осознанным, при этом индивид получает не только профессиональные навыки, но и обучается гендерному взаимодействию. Так Ярская-Смирнова отмечает, что параллельно с явно выраженным учебным планом имеет место быть «скрытый учебный план», который по ее мнению, способствует упрочнению сексистского отношения к женщинам и мужчинам. Данный план имеет три измерения: организация образовательного учреждения, гендерное взаимодействие в процессе работы, стратификация учителей\преподавателей; © Паршакова Е.П., 2016 г.