УДК 378.046 Рожнова Е.В., Селивёрстов А.В. 1 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В работе рассматриваются проблемы формирования профессиональной идентичности студентов высших учебных заведений. На основе авторского исследования анализируются проблемы, с которыми сталкиваются студенты при освоении профессии, разработаны рекомендации для улучшения профессиональной идентичности студентов. Ключевые слова: профессиональная идентичность, специалист, адаптация. Сегодня возрастает необходимость в высококвалифицированных специалистах, осознающих значимость своей профессии. Актуальность проблемы профессионального становления студентов определяется задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов. Профессиональная идентичность способствует быстрому включению студентов в учебный процесс, помогает повысить качество подготовки молодых людей. На современном рынке труда возрастает необходимость в высококвалифицированных специалистах, осознающих значимость своей профессии и владеющих смежными. Современный профессионал должен обладать максимально выраженными профессиональными качествами, четко идентифицировать себя со своей профессией и выполняемыми профессиональными функциями [5, с. 46] Цель данной статьи – выявление уровня профессиональной идентичности студентов вузов, выработка рекомендаций для успешного формирования профессиональной идентичности студентов. Понятие «идентичность» всегда вызывало интерес у представителей разных наук, поэтому мы лишь сошлемся на определение, которое приводит по итогам обширного анализа в своей монографии «Профессиональная идентичность» Л. Б. Шнейдер: «Общей для социальных наук является точка зрения, что идентичность есть результат активного процесса, отражающего представления субъекта о себе, собственном пути развития, и сопровождающийся ощущением собственной непрерывности, тождественности, качественной определенности, что дает возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и единства сознания, целостности жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно» [4, с. 160]. Изучение профессиональной идентичности, как высшего пика самосознания в развитии личности профессионала, позволяет выделить условия формирования позитивной идентичности, которая, в свою очередь, есть условие успешности и эффективности профессионального развития. [1, с. 218] Изучению различных аспектов развития и становления идентичности посвящены научные исследования современных отечественных психологов: С.А.Баклушинского, Е.П.Белинской, И.Е. Григорович [3, с. 157]. Кризис идентичности современного человека делает особенно актуальным обращение к проблеме идентичности, описанию ее видов и условий распада идентификации с профессией; об этом в своих работах, применительно к российским условиям, пишут Г.М.Андреева, М.В.Заковоротная, К.А. Володина [2, с. 40]. В рамках разработки социального проекта профессиональной адаптации студенческой молодежи, нами было проведено исследование проблем профессионального становления студентов высших учебных заведений Москвы и Ульяновска. Выборка составила 600 респондентов, из них: 400 российских студентов и 200 – иностранных студентов. В ходе анализа приоритетов при получении высшего образования у опрошенных студентов была выявлена интересная динамика (таблица 1): российские студенты, © Рожнова Е.В., Селивёрстов А.В., 2016 г.