УДК 316.35 А.В. Савинова ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА 1 В данной статье рассмотрены актуальные проблемы адаптации молодых специалистов на рынке труда и роль в этом процессе взаимоотношений вуза и работодателей. В результате собственного исследования с участием преподавателей и студентов 22 вузов России выявлены наиболее распространенные формы взаимодействия высших учебных заведений с предприятиями и организациями, а также возникающие барьеры, в том числе в оценках самих студентов. Ключевые слова: молодежь, рынок труда, профессиональная адаптация. Актуальность темы связана с тем, что молодежь является одной из самых незащищенных категорий на рынке труда: отсутствие опыта, низкая заработная плата, завышенные ожидания, нестабильность самого рынка труда. По мнению российских исследователей, в нынешних условиях большая часть выпускников учреждений профессионального образования не имеет четкой перспективы трудоустройства. От квалифицированной рабочей силы на рынке труда их отличает недостаток компетенций, профессиональных знаний, необходимой квалификации, отсутствие трудовых навыков и нехватка предприимчивости в поисках места работы [2, с. 120]. Современная социальноэкономическая обстановка способствует повышению внимания со стороны исследователей к проблемам существенного разрыва между профессиональными ожиданиями выпускников вузов и возможностью их практической реализации, затрудненного процесса адаптации молодежи на рынке труда. Одним из важных условий повышения уровня профессиональной подготовки и адаптации молодых специалистов на рынке труда является взаимодействие работодателей и вуза. Несмотря на большое количество форм такого взаимодействия, немногие из них способствуют успешному «включению» молодого специалиста в сложный и неоднородный рынок труда. Внедрение эффективных форм отношений является важным этапом совершенствования модели молодого специалиста, формирования востребованных и конкурентоспособных молодых специалистов. Балуева Т. В. рассматривает в своей работе взаимодействие вузов и работодателей как социальное партнерство в сфере высшего образования. «Взаимодействие с работодателями - это социальный ресурс вуза; способ интеграции инновационной и образовательной деятельности участников партнерства; определенный тип взаимоотношений, в котором заинтересованы различные социальные группы и государство в целом; механизм развития социально-инновационных процессов в вузе» [1, с. 15]. Для оптимизации процессов спроса и предложения на рынке необходимы исследования, выявляющие, с одной стороны, комплекс проблем трудоустройства выпускников вузов, с другой – реальные требования работодателей к качеству подготовки молодых специалистов [3, с. 99]. Для конкретизации результатов мы провели собственное исследование методом анкетного опроса «Взаимодействие вуза и работодателей как условие подготовки конкурентоспособного PR-специалиста», в котором приняли участие преподаватели 22 вузов России, в т.ч. Владивостока, Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Липецка, Казани, Пензы, Красноярска, Кемерово, Ульяновска и др. Получены данные, уточняющие сформулированную проблему. Взаимодействие вузов с предприятиями и организациями отличается многообразием и отражает специфику деятельности каждого из вузов. Важно отметить, что у половины (52%) выпускающих кафедр установлено регулярное сотрудничество с конкретными организациями по вопросам, предусмотренным образовательным стандартом (см. табл. 1). © Савинова А.В., 2016 г.