home

Процесс социализации студентов вуза современной россии

?
УДК 316.614


А.Р.Сафина

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассмотрены актуальные вопросы механизма социализации студентов. Раскрывается
сущность и специфика процесса. Дается описание факторов, влияющих на социализацию студентов,
и главных целей, преследуемых ВУЗом для успешной социализации студенчества. Структура
социализации в ВУЗе представлена несколькими этапами.
Ключевые слова: социализация, студенты, ВУЗ.

Впервые определение данному явлению появилось в конце 19 века благодаря
американскому социологу Франклину Г.Гиддингсу в его работе «Теория социализации». По
его мнению, социализация означала «развитие социальной природы или характера
индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [1, C.3]. В
дальнейшем процесс социализации изучался и другими известными социологами, такими
как: Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, У.И. Томас, Ф.Знанецкий, Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули. Дж. К.
Коулмен на Западе, и отечественными социологами: В.И.Добреньковым, В.С.Мухиной,
А.В.Мудрика.
Актуальность изучения процесса социализации студентов обусловлена тем, что
подрастающее поколение – это всегда основа прогрессивного общества, от качества
воспитания молодежи и её развития зависит положение страны в будущем. В условиях
современной реальности, когда не только экономический, но и нравственный кризисы
охватывают наше общество, воспитание правильного, культурного и профессионального
поколения – главнейшая задача государства. Кроме того, актуально проблема
трудоустройства выпускником ВУЗа, так как многие студенты не усваивают полученных
знаний и не умеют применять их на практике, в результате чего возникает трудность с
трудоустройством бывших студентов и с их эффективной работы в профессиональной
деятельности. Поэтому на современном этапе развития общества, следует обратить особое
внимание на качественное обучение студентов и раскрытие их способностей.
Одним из главных исследователем современной России в изучении аспекта
социализации можно назвать А.В.Мудрика. По его мнению, социализация – процесс
развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. Автор выделяет ряд
универсальных механизмов явления:

традиционный – через семью и ближайшее окружение;

институциональный - через институты общества;

стилизованный – через субкультуры;

межличностный – через значимых лиц;

рефлексивный – индивидуальное переживание и осознание [1, C. 56].
Институциональный механизм осуществляется во время взаимодействия человека и
социальных институтов. При взаимодействии социальных институтов и индивида,
происходит накопление важных опыта и знаний. В нашем случае важен институциональный
механизм социализации, так как происходит взаимодействие студента и высшего
образовательного учреждения, в котором студент приобретает особенно значимые для него
навыки и компетенцию.
ВУЗ представляет определенный аспект деятельности индивида, качества которой
можно определить набором параметров конкретного образовательного учреждения.
Параметры ВУЗа:
Социально-культурный обусловлен воспитательным образовательным уровнями,
качеством преподавания и т.п.
Социально-экономический зависит от имущественных характеристик – наличие
учебников, пособий, методик, программами, инновационными технологиями и т.п.


© Сафина А.Р., 2016 г.