УДК 316.614 А.Р.Сафина ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В статье рассмотрены актуальные вопросы механизма социализации студентов. Раскрывается сущность и специфика процесса. Дается описание факторов, влияющих на социализацию студентов, и главных целей, преследуемых ВУЗом для успешной социализации студенчества. Структура социализации в ВУЗе представлена несколькими этапами. Ключевые слова: социализация, студенты, ВУЗ. Впервые определение данному явлению появилось в конце 19 века благодаря американскому социологу Франклину Г.Гиддингсу в его работе «Теория социализации». По его мнению, социализация означала «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [1, C.3]. В дальнейшем процесс социализации изучался и другими известными социологами, такими как: Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, У.И. Томас, Ф.Знанецкий, Дж.Г. Мид, Ч.Х. Кули. Дж. К. Коулмен на Западе, и отечественными социологами: В.И.Добреньковым, В.С.Мухиной, А.В.Мудрика. Актуальность изучения процесса социализации студентов обусловлена тем, что подрастающее поколение – это всегда основа прогрессивного общества, от качества воспитания молодежи и её развития зависит положение страны в будущем. В условиях современной реальности, когда не только экономический, но и нравственный кризисы охватывают наше общество, воспитание правильного, культурного и профессионального поколения – главнейшая задача государства. Кроме того, актуально проблема трудоустройства выпускником ВУЗа, так как многие студенты не усваивают полученных знаний и не умеют применять их на практике, в результате чего возникает трудность с трудоустройством бывших студентов и с их эффективной работы в профессиональной деятельности. Поэтому на современном этапе развития общества, следует обратить особое внимание на качественное обучение студентов и раскрытие их способностей. Одним из главных исследователем современной России в изучении аспекта социализации можно назвать А.В.Мудрика. По его мнению, социализация – процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. Автор выделяет ряд универсальных механизмов явления: традиционный – через семью и ближайшее окружение; институциональный - через институты общества; стилизованный – через субкультуры; межличностный – через значимых лиц; рефлексивный – индивидуальное переживание и осознание [1, C. 56]. Институциональный механизм осуществляется во время взаимодействия человека и социальных институтов. При взаимодействии социальных институтов и индивида, происходит накопление важных опыта и знаний. В нашем случае важен институциональный механизм социализации, так как происходит взаимодействие студента и высшего образовательного учреждения, в котором студент приобретает особенно значимые для него навыки и компетенцию. ВУЗ представляет определенный аспект деятельности индивида, качества которой можно определить набором параметров конкретного образовательного учреждения. Параметры ВУЗа: Социально-культурный обусловлен воспитательным образовательным уровнями, качеством преподавания и т.п. Социально-экономический зависит от имущественных характеристик – наличие учебников, пособий, методик, программами, инновационными технологиями и т.п. © Сафина А.Р., 2016 г.