Технико-гигиенический параметр определяется техническими средствами учебного процесса и условиями обучения. Именно на этих характеристиках основан результат деятельности ВУЗа и, соответственно, эффективность социализации студентов. Кроме характеристик учебного заведения, которые влияют на успешную социализацию студентов, так же можно выделить и этапы социализации. Центральные этапы социализации студентов в ВУЗе: 1. Адаптация 2. Интеграция (становление студента как субъекта образовательного процесса, приобретение умений, знаний, навыков, профессиональных и личностных качеств) 3. Формирование будущего специалиста (развитие в различных формах деятельности) ВУЗ – это часть всей социализации человека, и эффективность вузовской социализации студента определяет его дальнейшую социализацию. Поэтому следует управлять социализацией в ВУЗе и создавать необходимые педагогические возможности для эффективного процесса социализации студента. Социализация должна быть направлена на создание самосовершенствование и саморазвитие личности, на основе ценностей, которые человек усвоил в обществе. Однако необходимо понимать, что кроме правил и норм, которые положительно влияют на его социализацию, студент может столкнуться так и с негативной девиацией за пределами учебного заведения, которые также могут оказать на него влияние. Поэтому следует осознавать, что социализация студента не зависит в полной мере от обучения в ВУЗе. Стоит сказать, что в настоящее время существует множество общих факторов, которые оказывают влияние на социализацию студентов. А.В.Мудрик выделяет несколько групп факторов: мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество, государство), мезофакторы (регион, поселение, субкультуры) и микрофакторы (семья, соседство и микросоциум, организации). К мегафакторам и макрофакторам можно отнести: положение страны в экономической и политической мировой структуре, развитость государственных и общественных институтов, статус института семьи в обществе, уровень развития культуры и образования, общественные ценности, гражданская позиция, этническая структура субъекта. Мезофакторы и микрофакторы: влияние СМИ, национальность, состав семьи, внутрисемейные отношения, влияние близкого окружения, образовательное учреждение, индивидуально-психические особенности, навыки межличностного общения, выбор профессии [1, C.41]. Кроме предыдущих, следует назвать личные факторы, которые широко распространенны в современном мире и не в меньшой мере влияют на социализацию студентов: 1. Платное образование, в котором многие родители находят легкую возможность получить диплом, даже если сам студент этого не хочет. Зачастую родителям важно именно наличие диплома интересующей специальности, а не желание ребенка. 2. Некачественная подготовка в школе, которая не дала человеку основы для дальнейшего обучения. В результате этого, студент не сможет воспринимать и понимать информацию, которая будет ему преподаваться в ВУЗе. 3. Нежелание учиться. Данный фактор зависит не только от самого студента, но и от его окружения. И в этом случае социализация не сможет быть эффективной, так как человек сам не желает получать знания и опыт. Отношения студента и агента социализации Процесс социализации зависит от целей, задач и принципов социализации. Для эффективной социализации цели социализирующего и социализируемого должны совпадать. Цель социализируемого – получить необходимые для его профессии навыки, знаний и умение их применять, и кроме того формирование себя в новых социальных ролях