УДК 304.3:159.9 Н.Е. Горбунова ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1 В статье раскрываются факторы, которые доказывают актуальность проблемы формирования мотивации здорового образа жизни у обучающихся в условиях инклюзивной образовательной организации. Ключевые слова: здоровый образ жизни, мотивация здорового образа жизни, инклюзивная образовательная организация. Одной из наиболее важных задач современности является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) среди детей и молодежи, так как именно их состояние здоровья и образ жизни – основа будущего развития страны. Эта проблема, безусловно, становится системной, так как для ее успешного решения необходимы усилия различных ведомств и министерств Российской Федерации. ЗОЖ – это значимая для общества и человека социальная модель поведения, поэтому формирование у детей культуры здоровья, повышение мотивации его сохранения является не только медицинской, но и педагогической проблемой. Модернизация системы специального образования привела к реструктуризации системы социальной интеграции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а значит, к реализации идеи инклюзивного образования, предполагающей совместное обучение детей с недостатками в развитии с их нормативно развивающимися сверстниками. С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ОВЗ. Уже сегодня во всех регионах страны ведется активная работа по созданию в образовательных организациях безбарьерной среды, совершенствуется материально-техническая база, особое внимание уделяется подготовке кадров и т.д. Это значит, что в ближайшем будущем образовательные организации получат статус «инклюзивных», а появление в классе ребенка с ОВЗ станет рядовым событием, что, безусловно, повлечет за собой выдвижение новых задач перед специалистами в области общей, педагогической, коррекционной педагогики и психологии, в том числе в поиске нестандартных подходов к сохранению здоровья детей в инклюзивном образовательном пространстве. При решении этих задач необходимо не только усиление профилактической направленности здравоохранения, но и формирования у детей культуры здоровья, повышения мотивации его сохранения. Таким образом, для определения актуальности проблемы формирования мотивации ЗОЖ у обучающихся в условиях инклюзивной образовательной организации можно выделить несколько взаимообусловленных факторов: 1. Повышение качества образования как государственная стратегия. Концепция модернизации образования направлена на повышение его качества. Мотивация ЗОЖ включена как составная часть в эту сферу и отражает официально признанную в образовании функцию укрепления и сохранения здоровья учащихся – согласно ст.51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников [1]. Поэтому формирование мотивации ЗОЖ может выступать одним из критериев качества образования. 2. Повсеместное распространение инклюзивного образования. © Горбунова Н.Е., 2016 г.