УДК 316.4 М.В. Клейменов МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВРАЧ – 1 ПАЦИЕНТ» НА СЕЛЕ Приводятся результаты исследования отношения медицинских работников к пациентам, проведенного в 2016 г. в Курганской области (сельские поселения Далматовского р-на, n=6) и Свердловской области (сельские поселения Камышловского р-на, n=10) (метод – интервью). Методологической базой исследования стала типология моделей взаимодействия «врач–пациент», разработанная Р. Витчем. В данной статье рассматривается действительно действующая модель взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами в российском селе. Автор приводит данные в пользу того, что врачам и пациентам выгодна существующая модель взаимодействия, поскольку позволяет усиливать патерналистские настроения врачей и коллегиальные установки пациентов. Ключевые слова: взаимодействие, медицинские работники, пациенты, село Медицинские работники с позиций социологии представляют собой социальнопрофессиональную общность, основные функции которой заключаются в охране здоровья населения, профилактических мероприятиях, проведении мер пропаганды за здоровый образ жизни и защиты от общеизвестных заболеваний. Эта общность неоднородна по своему составу, поскольку в нее включены специалисты, имеющие высшее медицинское образование (врачи), а также специалисты, прошедшие ступень среднего медицинского образования (фельдшеры, медсестры). Гетерогенный состав общности и ее основные характеристики наиболее ярко представлены в системе медицинского обслуживания на селе. Это связано с тем фактом, что основным инструментом представления первичной медицинского помощи на селе являются фельдшерско-акушерские пункты, в которых могут вести прием не только врачи, но и фельдшеры. Отсюда в нашем исследовании мы посчитаем целесообразным выделить общность медицинских работников (врачей, фельдшеров, медицинских сестер), которая и стала объектом эмпирического анализа. В 2016 году был проведен опрос медицинских работников Свердловской области (сельские поселения Камышловского района, n=6) и Курганской области (сельские поселения Далматовского района, n=10). Медицинские работники сельских поселений высказались, что наиболее важными факторами повышения эффективности лечения являются репутация врача, уважение среди пациентов и коллег, руководящая роль врача, престиж медицинского учреждения. Фигура врача остается центральной, поскольку с ним может ассоциироваться даже все здравоохранение. Для сельского врача репутация значима в связи с низкой социальной дистанцией и работой принципа «из уст в уста». Престижность врачебной профессии являлась мотивирующим фактором для поступления в медицинские вузы в советское время. Врач являлся частью сельской интеллигенции наравне с учителями сельских школ. Однако заручиться поддержкой врача в сельском поселении – до сих пор важное событие в жизни российского сельчанина. Сельские медицинские работники определили, что их пациенты, прежде всего, получают эмоциональную поддержку и взаимное уважение и доверие. Меньше всего, пациенты должны рассчитывать на заботу, уход и совместное обсуждение лечения. В селах двух районов остались больницы с дневным стационаром, поэтому понятия забота и уход, характерные для клиник с полным стационаром, остались вне поля деятельности врачей сельских поселений. Эмоциональная поддержка пациента на дневном стационаре или приеме необходима в больше степени для врачей, поскольку показывает негласную профессиональную компетенцию лечения тела через душу. © Клейменов М.В., 2016 г. 1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 16-33-00008)