primary logosecondary logo

Медицинские работники в системе взаимодействия "врач – пациент" на селе

УДК 316.4
М.В. Клейменов
МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВРАЧ –
1
ПАЦИЕНТ» НА СЕЛЕ
Приводятся результаты исследования отношения медицинских работников к пациентам,
проведенного в 2016 г. в Курганской области (сельские поселения Далматовского р-на, n=6) и
Свердловской области (сельские поселения Камышловского р-на, n=10) (метод – интервью).
Методологической базой исследования стала типология моделей взаимодействия «врач–пациент»,
разработанная Р. Витчем. В данной статье рассматривается действительно действующая модель
взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами в российском селе. Автор
приводит данные в пользу того, что врачам и пациентам выгодна существующая модель
взаимодействия, поскольку позволяет усиливать патерналистские настроения врачей и
коллегиальные установки пациентов.
Ключевые слова: взаимодействие, медицинские работники, пациенты, село

Медицинские работники с позиций социологии представляют собой социальнопрофессиональную общность, основные функции которой заключаются в охране здоровья
населения, профилактических мероприятиях, проведении мер пропаганды за здоровый образ
жизни и защиты от общеизвестных заболеваний. Эта общность неоднородна по своему
составу, поскольку в нее включены специалисты, имеющие высшее медицинское
образование (врачи), а также специалисты, прошедшие ступень среднего медицинского
образования (фельдшеры, медсестры). Гетерогенный состав общности и ее основные
характеристики наиболее ярко представлены в системе медицинского обслуживания на селе.
Это связано с тем фактом, что основным инструментом представления первичной
медицинского помощи на селе являются фельдшерско-акушерские пункты, в которых могут
вести прием не только врачи, но и фельдшеры. Отсюда в нашем исследовании мы посчитаем
целесообразным выделить общность медицинских работников (врачей, фельдшеров,
медицинских сестер), которая и стала объектом эмпирического анализа.
В 2016 году был проведен опрос медицинских работников Свердловской области
(сельские поселения Камышловского района, n=6) и Курганской области (сельские
поселения Далматовского района, n=10).
Медицинские работники сельских поселений высказались, что наиболее важными
факторами повышения эффективности лечения являются репутация врача, уважение среди
пациентов и коллег, руководящая роль врача, престиж медицинского учреждения. Фигура
врача остается центральной, поскольку с ним может ассоциироваться даже все
здравоохранение. Для сельского врача репутация значима в связи с низкой социальной
дистанцией и работой принципа «из уст в уста». Престижность врачебной профессии
являлась мотивирующим фактором для поступления в медицинские вузы в советское время.
Врач являлся частью сельской интеллигенции наравне с учителями сельских школ. Однако
заручиться поддержкой врача в сельском поселении – до сих пор важное событие в жизни
российского сельчанина.
Сельские медицинские работники определили, что их пациенты, прежде всего,
получают эмоциональную поддержку и взаимное уважение и доверие. Меньше всего,
пациенты должны рассчитывать на заботу, уход и совместное обсуждение лечения. В селах
двух районов остались больницы с дневным стационаром, поэтому понятия забота и уход,
характерные для клиник с полным стационаром, остались вне поля деятельности врачей
сельских поселений. Эмоциональная поддержка пациента на дневном стационаре или приеме
необходима в больше степени для врачей, поскольку показывает негласную
профессиональную компетенцию лечения тела через душу.
© Клейменов М.В., 2016 г.
1
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 16-33-00008)